Деньги за макулатуру: в России возродят пункты приема, как в СССР
Лента новостей
Это инициатива экс-руководителя администрации президента, а ныне спецпредставителя по вопросам экологии Сергея Иванова. Насколько реализуема новая старая идея?
Бывший руководитель администрации президента Сергей Иванов, спецпредставитель главы государства по вопросам экологии, предложил вновь начать скупать у граждан макулатуру. По данным «Интерфакса», бывший руководитель администрации президента, а ныне — его спецпредставитель по вопросам экологии, не против возродить пункты приема макулатуры, существовавшие в Советском Союзе.
Связано это с тем, что в России недавно отменили уплату подоходного налога за ее сдачу.
Следующая задача, по словам Иванова, «создать достаточно массовую сеть приемных пунктов, чтобы человеку было удобно донести макулатуру и сдать ее, получив какие-то деньги».
В пояснительной записке к закону, который Госдума приняла 21 июня, говорится о том, что средняя цена килограмма макулатуры составляет четыре рубля. То есть, если вы соберете и сдадите 20 килограммов макулатуры, вы получите выгоду в целых десять рублей. Мотивация, мягко говоря, не очень.
Мало кто готов копить у себя в квартире горы мусора, чтобы через месяц-другой выручить за него пару сотен рублей. При этом большинство жителей готовы и хотят совершенно бесплатно участвовать в раздельном сборе — из экологических побуждений. Но если только в пределах досягаемости будет пункт, куда можно отнести, причем не только макулатуру, но и пластик, металл и стекло.
Анна Гаркуша сотрудник экологической ассоциации «Раздельный Сбор» «Что такое пункт? Пункт должен быть удобен. Это какое-то общедоступное место. Общедоступные места это, как правило, торговые сети. Сейчас торговые сети не обязаны делать какие-то пассы навстречу бизнесу заготовительному. Здесь нужно менять законодательство с точки зрения обязанностей сетей обеспечивать такой сбор, с точки зрения возможности оформлять такие пункты рядом с торговыми сетями. Только отмены НДФЛ, к сожалению, недостаточно — это просто маленький, первый шаг. Было бы удобно, если бы человек мог прийти и сдать не только макулатуру, но и какие-то пластиковые бутылки, алюминиевые, стеклянные».
Такие отходы, как пластик и макулатура, востребованы пререработчиками, и они готовы за них доплачивать. Но ключевое слово для них — количество. Если количество приемлемо, то для жителей, помимо удовлетворения экологической совести это даст скидку на вывоз мусора, а для компаний переработчиков — источник сырья.
Но все это совершенно не вписывается в простую отработанную схему, к которой привыкли управляющие компании и крупные мусорные операторы. Кроме того, они не в восторге от возможного прихода на рынок мелких компаний, занимающихся переработкой.
О том, как за установку стационарных раздельных контейнеров для пластика и макулатуры бьются в столичном районе «Крылатское» рассказывает муниципальный депутат Лариса Гарковская:
Лариса Гарковская муниципальный депутат района «Крылатское» «У нас есть в районе компания «МКМ-Логистика», которая является нашим мусорным оператором. От многих жителей шло пожелание к нам, к депутатам, чтобы мы организовали нормальный раздельный сбор мусора, чтобы постоянно был контейнер. Мы согласовали пять точек раздельного сбора мусора. Мы приглашали на наши встречи компанию «ЭКО Минус», поскольку она проявила наибольшую заинтересованность. К сожалению, в компании «ЭКО Минус» никто не заключил никакой договор, и поэтому рабочая группа должна будет еще раз согласовать концепцию раздельного сбора. Силами «МКМ» или силами «ЭКО Минус», или мы найдем еще какого-то третьего подрядчика, который даст более интересные условия».
Согласно подсчетам Министерства природных ресурсов России, среднестатистическая российская семья выбрасывает в год порядка 100 килограммов макулатуры и 150 килограммов пластика. В переработку от этого количества попадает около одного процента. Остальное свозится на мусорные полигоны.
При этом мировой опыт показывает, что при нормальной организации процесса, всего за несколько лет объем переработки легко может вырасти до 60-70%. Причем, речь не идет об исключительных примерах, вроде Швеции, где объем переработки вообще стремится к 100%, а о таких странах, как, например, бывшие балтийские республики СССР.