«Мы фанаты Ленина». Гид, историк и сами болельщики объяснили огромную очередь в Мавзолей
Лента новостей
Гости мундиаля хотят посмотреть на тело вождя. На Красной площади выстраиваются часовые зигзагообразные очереди. Откуда такой ажиотаж?
Кремль, Третьяковка, Пушкинский музей — стандартный, по словам экспертов, набор туриста. Пару лет назад к этому списку добавился Мавзолей Ленина. Но такого Москва не видела давно. Даже в жару в очереди к телу вождя нужно стоять больше часа. И иностранцы стоят.
Сошлось несколько факторов, говорит автор проекта «Москва глазами инженера», руководитель экскурсионного бюро Moscow Free Tour Айрат Багаутдинов:
Айрат Багаутдинов автор проекта «Москва глазами инженера», руководитель экскурсионного бюро Moscow Free Tour «Мы семь лет уже водим экскурсии, работаем с иностранцами. Видим, как все увеличиваются с каждым годом очереди в Мавзолей. Они были меньше — просто и туристов было меньше, а сейчас и туристов стало больше в связи с чемпионатом, и очереди удлинились. Я думаю, что значительным триггером, катализатором интереса к советской истории стал, конечно, 2017 год, когда не только у нас в стране отмечалось 100-летие революции, но и по всему миру прошли какие-то мероприятия, связанные с рефлексией по поводу столетия нашей Октябрьской революции. Тема советской истории, советской архитектуры, советского искусства эпохи авангарда была поднята, раскручена, и вот мы, к счастью, пожинаем плоды».
Десятилетиями Мавзолей был визитной карточкой страны, как пирамиды в Египте, кто бы как ни относился к такому сравнению. Затем на всех праздниках, в том числе на парадах Победы, его закрывали баннерами, камуфлировали, но интерес не только не исчез — подскочил. Для кого-то, как, например, для парочки британских фанатов, Ленин — идеологически значимая фигура:
— Почему вы стоите в этой длинной очереди?
— Чтобы увидеть Ленина. Мы его большие фанаты. Для меня Ленин действительно человек номер один. Он и главный человек для всего левого движения, основоположник коммунизма.
Однако, как показал небольшой опрос, который корреспонденты Business FM провели в этой же очереди, идейных там немного. В основном все знают, что Ленин — символ эпохи. Этим и интересен, говорит французский болельщик:
— Вы знаете, почему здесь стоит так много людей?
— Чтобы посмотреть на Ленина, на русского революционера, который сверг царя. Во Франции мы проходим Ленина и Октябрьскую революцию в школах.
Примерно о том же комментарий бразильянки Изабеллы:
— Вы знаете, что в этом здании?
— Да, Ленин, Мавзолей.
— Расскажете, кто такой Владимир Ленин?
— Да, он лидер русской революции. Поэтому он был очень важен для страны и коммунистов, которые пришли к власти после революции. Ленин был символом, иконой своего времени и отличался от других лидеров. Я знаю, что для русских он много значит, именно поэтому я и захотела сюда прийти.
Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в 2017 году, почти для 40% россиян Ленин значит сегодня не так уж и много. 39% опрошенных сочли Мавзолей туристическим объектом. Но вопрос захоронения тела все еще стоит довольно остро. 63% за то, чтобы Ленина похоронить, но и среди этого большинства нет единства. Половина считает, что нужно сделать это немедленно, половина согласны с тем, что нужно подождать, пока уйдет поколение тех, кого это может сильно задеть.
Так или иначе, интерес иностранных туристов в этом вопросе не может быть веским аргументом, считает тележурналист, историк, профессор, член Общественной палаты России Николай Сванидзе:
Николай Сванидзе тележурналист, историк «В центре города Москвы стоит могильник с мумией. Естественно, это привлекает туристов, потому что это экзотика. Это надо же, чтобы в центре города лежал труп! Не все, что смотрят, это хорошо».
А удивляясь часовым очередям к Мавзолею, не стоит забывать о нескольких важных деталях: во-первых, советское в тренде, во-вторых, доступ к телу Ленина бесплатный, и, наконец, в-третьих, в первые дни чемпионата Красная площадь была перекрыта, так что спрос, что называется, перегрет. К тому же режим работы Мавзолея — пять дней в неделю, всего по три часа в день. Интересно, порадовала бы эта очередь самого вождя? В ней, конечно, соединились люди реально чуть ли не из всех стран, но это далеко не только пролетарии.