Цифровые уроки вместо учителей?
Лента новостей
Через два года планируется ввести в школы электронные учебники вместо бумажных версий. Сделать качественный продукт за такой короткий срок сложно, говорят специалисты. Вопросы возникают и по поводу безопасности для здоровья детей и роли педагогов в обучении
Министерство просвещения планирует перевести российские школы на электронные учебники через два года. Это следует из рабочей версии проекта «Цифровая школа», с которой ознакомился РБК.
У учеников появятся некие «устройства персонального доступа», которые они будут использовать вместо бумажных книг. Комментарий директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной:
— В первую очередь, конечно, речь о том, чтобы предметы естественнонаучного цикла — химию, физику, биологию — плюс технологию переводить в современный формат, уходя просто от бумажных версий.
— Если это не будут какие-то специализированные планшеты, электронные книги, каким образом будет происходить учебный процесс? Компьютеры будут использоваться?
— В классах их, конечно, можно будет поставить, они и сейчас есть. Я думаю, что будет разрешен доступ и со своих собственных электронных средств, там, где необходимо поддержать семью, чтобы такие средства были, будут те или другие субсидии. Этот вопрос как раз сейчас обсуждается.
Прошлой осенью дочерняя организация «Ростеха» решила оснастить школы планшетами отечественной разработки. Устройства стоимостью более 30 тысяч рублей каждое завезли в Свердловскую область. В итоге технические специалисты признали эти гаджеты устаревшими и слишком дорогими, а родители сказали, что они очень тяжелые.
Если электронные учебники, а вместе с ними и электронные доски все-таки появятся повсеместно, урок станет, по сути, цифровым. Педагог в таком случае уйдет на второй план, говорит учитель географии лицея «Вторая школа», сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов:
— Сколько можно на уроке ребенку работать с гаджетом? Должна быть санитарная норма, которая гарантирует безопасность для его здоровья, для зрения, например.
— Если все-таки подобная история будет активирована, к 2020 году сами учителя успеют освоить вот эти электронные вещи и понятным языком еще и детям объяснить, что вообще их ждет?
— Это сложная работа, которая все равно требует коррекции уже после выхода учебника того же на протяжении нескольких лет. Объявленный срок не реален. Качественный материал, даже если допустить, что те, кто это дело продвигают, знают, как это делать, и достаточно компетентны, за это время просто не создашь.
Полностью отказываться от бумажных учебников не нужно, считает руководитель экспертно-консультативного совета Московского родительского комитета Людмила Мясникова. Тем не менее, сейчас в столице работает система электронного образования, которая называется МЭШ — Московская электронная школа.
— Это очень удобно для детей, для родителей. Я могу посмотреть, какой урок, что они проходили, что рекомендуется к домашнему заданию. И я в этом смысле очень довольна. Для учителей, естественно, понятно, потому что эти уроки, которые они дают, это они делают и заносят в «Московскую электронную школу». Это те уроки, которыми может воспользоваться любой учитель.
— Это не будет как-то мешать учебному процессу, потому что сейчас каждый планшет имеет выход в интернет, и не будет ли это отвлекать?
— Если мы говорим о МЭШ, то там все достаточно ограничено, то, что ребенку нужно, он и будет смотреть. Если вы имеете в виду вообще интернет, бесконтрольный, это очень плохо. С этим нужно бороться с самого начала.
Кроме постепенного ухода от бумажных учебников, программа «Цифровая школа» предполагает, что дети смогут дистанционно участвовать в уроках при нетяжелом заболевании. Кроме того, предполагается автоматизированная проверка однотипных письменных домашних заданий. Это должно упростить жизнь учителям.