Мосгорсуд признал законным решение о блокировке Telegram в России. Компания обратится в ЕСПЧ
Лента новостей
Суд второй инстанции отклонил апелляционную жалобу представителей мессенджера, в которой говорилось, что Telegram пользуются 19 миллионов человек и он гарантирует им анонимность и личную безопасность
Обновлено в 12:07
Мосгорсуд признал законным решение о блокировке Telegram на территории России. Как передает корреспондент Business FM, такое решение было принято по итогам рассмотрения апелляционной жалобы юристов мессенджера. Они просили отменить решение Таганского суда, принятое по иску Роскомнадзора. Компания заявила, что обратится в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
В жалобе, зачитанной на заседании Мосгорсуда, представитель компании Рамиль Ахметгалиев ссылался на то, что решение Таганского суда было вынесено с грубейшим нарушением законодательства. Во-первых, заявление было подано не уполномоченным на то лицом. «Суд не удосужился проверить полномочия Роскомнадзора на подачу подобных заявлений в защиту неопределенного круга лиц», — говорилось в жалобе. Там отмечалось, что ни одна из статей закона о защите СМИ не наделяла Роскомнадзор правом обращения в суд с подобным иском. С ним, по мнению представителя компании, могла обратиться только прокуратура. Теlegram пришел к выводу о том, что РКН фактически обратился в суд «за защитой собственных интересов».
Во-вторых, представитель ответчика указал, что Роскомнадзор никак не мотивировал рассмотрение иска в особом порядке, а в ходе процесса было грубейшим образом нарушено право на состязательность сторон и право на защиту. В жалобе говорилось, что дело было рассмотрено всего через три дня после подачи иска, тогда как «никаких причин для ускоренного рассмотрения дела не имелось». Само дело слушалоась 19 минут. Информацию же о дате заседания ответчик узнал не от суда, а из СМИ.
В жалобе говорилось, что в настоящее время 19 миллионов человек являются пользователями Telegram, а мессенджер гарантирует анонимность и личную безопасность пользователей. Он является огромным архивом информации, который может быть утрачен в результате блокировки.
Представитель ответчика сообщил, что в результате действий Роскомнадзора были заблокированы до 20 млн IP-адресов. «Блокировка негативно повлияла на работу сервисов, не имеющих отношения к Telegram», — отмечалось в документе.
Сам Рамиль Ахметгалиев на заседании был краток. «Это одно из первых дел в России, связанных с такой блокировкой мессенджера», — сказал он. Адвокат указал, что проблема требования ключей для дешифровки сообщений пользователей носит международный характер. «На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как взаимодействовать [с силовыми ведомствами], чтобы обеспечивать публичные и частные интересы. Ответ не найден. У Россииесть уникальный шанс найти такой способ», — заметил юрист. Отвечая на вопросы судей, он подчеркнул, что ключи для дешифровки сообщений пользователей, которые требовала ФСБ, «в компании не существуют и не хранятся». «Они находятся и генерируются непосредственно на устройствах пользователей. Они не могут быть предоставлены ФСБ», — убеждал суд Ахметгалиев. Он сравнил требование создать универсальный ключ с ситуацией, когда человек отдает ключи от своей квартиры на хранение участковому. Конечно, сказал он, полиция не войдет в квартиру без решения суда, но стопроцентной уверенности в этом нет. Он призвал Мосгорсуд отменить решение Таганского суда.
В свою очередь, представители Роскомнадзора и ФСБ сочли судебный акт законным и просили оставить его без изменения. Так, юрист Роскомнадзора настаивала на том, что ведомство имело право обращаться в суд и здесь «не было никакого произвола». При этом она признала: в положении о Роскомнадзоре действительно не прописана возможность обращения ведомства в суд с таким иском, но оно могло это сделать, исходяиз «общих полномочий службы» в рамках Гражданско-процессуального кодекса.
«Уже год мы не можем получить информацию для декодирования сообщений. При этом Telegram используется террористами. Это говорится и в СМИ», — подчеркнула представитель Роскомнадзора. Она была убеждена: за минувший год представители компании могли найти способ обеспечить доступ к мессенджеру. «Мы считаем, что архитектура любого мессенджера может быть изменена таким образом, чтобы российское законодательствобыло исполнено», — заявила представитель Роскомнадзора. Ее поддержала представитель ФСБ (служба участвовала в деле как заинтересованное лицо. — Business FM ). Она заявила, что ключи для декодирования сообщений спецслужбе требовались для «защиты государства, общества и граждан». «По моему мнению, баланс публичных и частных интересов тут соблюден», — сказала юрист, добавив, что информация требуется спецслужбе в оперативно-разыскной деятельности для предотвращения преступлений.
Взвесив доводы сторон, судьи Мосгорсуда оставили решение Таганского суда без изменения, а апелляционную жалобу Telegram — без удовлетворения. По закону решение апелляционной инстанции может быть обжаловано в президиуме Мосгорсуда в течение полугода, а затем в Верховном суде. Представитель Telegram заявил Business FM, что компания этим правом воспользуется. Также, по его словам, компания будет жаловаться в Европейский суд по правам человека.
По данным Ахметгалиева, 9 мая Страсбургский суд уже зарегистрировал жалобу компании Telegram на решение мирового суда Мещанского района о штрафе в 800 тысяч рублей. По словам юриста, существующий ныне подход «не соответствует общим конституционным принципам».
«Россия сегодня упустила шанс и возможность стать первой страной, которая может выработать определенный стандарт взаимодействия мессенджеров с правоохранительными органами тех или иных государств. Как это должно происходить — с помощью изменения архитектуры или нет? Россия могла сегодня задать некий тон, но шанс упустила. Теперь это будут делать международные органы, в том числе Европейский суд по правам человека, — сказал Рамиль Ахметгалиев. — Во что это выльется, каково будет решение Европейского суда, я предсказывать не берусь. Наша основная позиция сводится к тому, что, защищая публичные интересы, нужно защищать и частные. Это тот самый пример, который звучал в суде. Вы все готовы отнести ключи от своей квартиры участковому и пусть они у него хранятся до судебного решения? Вы готовы? Я — нет. Вопрос о том, как обеспечивать национальную безопасность, не затрагивая частные интересы, сложный. Теперь в этом придется разбираться не нашим национальным судам, а Европейскому суду по правам человека».
Таганский суд Москвы 13 апреля удовлетворил требование Роскомнадзора и вынес решение о блокировке доступа к мессенджеру Telegram в России за отказ предоставить ФСБ ключи для дешифровки сообщений пользователей. Вынося решение, судья Юлия Смолина постановила приступить к его немедленному исполнению. Чтобы рассмотреть дело и огласить решение, ей потребовался всего час.
Слушание в суде первой инстанции прошло в отсутствие представителей ответчика. Адвокат Telegram Дмитрий Динзе тогда направил в суд ходатайство с просьбой перенести заседание, ссылаясь на то, что компания не была уведомлена о нем надлежащим образом, ее представители не получили иск, не ознакомились с материалами дела и не успели подготовить к слушанию свои возражения и доказательства. Однако суд на это не пошел.
16 апреля операторы связи приступили к процедуре блокировки. В результате массированных блокировок IP-адресов возникли проблемы в работе Skype и Viber, а также множества сервисов, включая Amazon, Google и Microsoft. Впрочем, добиться закрытия доступа к мессенджеру на территории России Роскомнадзору не удалось.
20 марта Верховный суд России отклонил иск компании Telegram о признании незаконным приказа ФСБ РФ, который устанавливает процедуру предоставления ведомству ключей для расшифровки электронных сообщений пользователей. Аппеляционная жалоба компании на это решение будет рассмотрена 9 июля. До этого 16 октября 2017 года мессенджер был оштрафован в России на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ ключи для декодирования переписки шести абонентов.