Ни восемь, ни семь. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Неожиданное заявление президента США. Дональд Трамп предложил вернуть Россию в формат «Большой восьмерки». Как восприняли это предложение его стратегические партнеры и нужно ли это самой России?
Под занавес саммита «Большой семерки», состоявшегося в канадском Квебеке, президент США Дональд Трамп сделал довольно неожиданное заявление. Он призвал вернуть Россию в формат «Большой восьмерки»: «Это была G8, потому что там была Россия. И теперь России там нет… Россия должна быть на этой встрече», — сказал президент США, выступая перед журналистами. По его мнению, возвращение России в переговорный процесс будет способствовать укреплению мирового порядка. «Нравится ли вам это или нет, это может быть неполиткорректно, но нам нужно управлять миром. И на G7, которая была G8, они выкинули Россию. Они должны дать России возможность вернуться, потому что Россия должна быть за столом переговоров», — заключил Трамп.
Из других членов большой семерки Трампа поддержал только новый премьер-министр Италии Джузеппе Конте: «Я согласен с президентом Дональдом Трампом. Россия должна вернуться в G8. Это в интересах каждого». Канцлер ФРГ Ангела Меркель тотчас выступила против, ее поддержали и другие коллеги по «семерке». Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков оперативно отреагировал на новость, заявив: «Мы делаем акцент на других форматах, актуальность этого образования для российской стороны с годами падает, снижается, потому что в изменяющейся политической и экономической обстановке стремительно возрастает значение и актуальность таких форматов, как «Большая двадцатка», где Россия принимает активное участие». Что стоит за неожиданным заявлением Трампа? Комментирует Георгий Бовт.
К заявлению президента США можно относиться как к очередной экстравагантной выходке. Что он имел в виду? Самый простой ответ на этот вопрос будет такой: да ничего он не имел ввиду. Вопрос о возвращении России в формат «Большой восьмерки» в обозримом будущем не стоит. И не только потому, что против этого возвращения выступают большинство нынешних членов этого закрытого клуба, но и потому, что нынешней России это уже не нужно. Стоит напомнить, что все последние саммиты с ее участием до исключения из «восьмерки» в 2014 году проходили на фоне растущих разногласий между Москвой и остальными членами объединения. Так что формат «Большой двадцатки» действительно намного комфортнее. Там, по крайней мере, нашему лидеру никто не читает публичных лекций, как себя надо вести, и не учит демократии.
Неожиданное высказывание Трампа следует воспринимать в контексте его резко осложнившихся отношений с другими членами «семерки». Фактически нынешний саммит прошел в формате «6+1». Некоторые комментаторы уже успели заметить, что американский президент в чем-то успешно перенял роль Владимира Путина в своем противостоянии ведущим западным державам. Саммит прошел скверно, прежде всего, из-за разрастающейся торговой войны между США и Европой. Так и не разрешив никаких разногласий, президент США резко и неожиданно даже сократил свое пребывание в Канаде, отказавшись участвовать в заседании лидеров по вопросам изменения климата. Тем более, что Америка вышла из Парижского соглашения по климату.
О том, что он покинет саммит раньше, Трамп заявил в самый последний момент. Демонстративно. После того, как французский президент и канадский премьер дали понять, что используют нынешнюю встречу, чтобы продемонстрировать резкую и солидарную оппозицию торговой политике США в отношении своих ближайших союзников, а именно против введения импортных пошлин на сталь и алюминий. На эту критику американский президент ответил довольно резко в своем Twitter, напомнив, что профицит Евросоюза в торговле с США превышает 150 млрд долларов, а Канада тоже воздвигла против американской продукции целый ряд барьеров. Фактически американский президент покинул заседание «Большой семерки» со скандалом, отправившись в Сингапур на встречу с северокорейским лидером Ким Чен Ыном в субботу утром, хотя сама встреча намечена лишь на вторник на следующей неделе. Так что заявление насчет возвращения России в состав «клуба избранных» было еще одной шпилькой, которую он вставил своим так называемым партнерам.
Однако помимо этого в очередном внешне вроде доброжелательном заявлении Трампа в адрес России можно усмотреть и некоторые признаки каких-то закулисных маневров, которые, возможно, свидетельствуют о том, что саммит между российским и американским президентами все же готовится. И возможно, даже состоится еще до осени, до промежуточных выборов в Конгресс США, а также до саммита «большой двадцатки», где они, так или иначе, встретятся. Также заявление прозвучало в тот момент, когда Путин находился с визитом в Китае, притом визит проходит весьма плодотворно.
Отношения Америки с Китаем тоже в последнее время обострились, и именно из-за торгово-экономических споров. Слишком тесного сближения Москвы и Пекина в Вашингтоне не хотели бы. Так что неожиданные слова Трампа, видимо, не стоит сопровождать комментарием типа «что-то он опять брякнул невпопад». Он уже успел показать, что даже самые его экстравагантные заявления и фразы могут рано или поздно вылиться во вполне конкретные политические действия. В этом смысле, конечно, он человек слова. Хотя как именно отзовутся его нынешние слова на российско-американских отношениях, пока судить трудно. Можно лишь сказать, что «Трамп думает о нас». Как ни парадоксально, многое может зависеть от того, сколь успешно пройдет саммит между Трампом и Ким Чен Ыном. Если удастся добиться каких-то подвижек в отношении с КНДР, это может побудить американского президента ради столь любимого им медийного эффекта сделать кое-какие шаги в налаживании отношений и с Россией.