Топу «Роснано» припомнили миллионы на вакуумные установки
Лента новостей
Вместо того чтобы выпустить на свободу управляющего директора «Роснано» по инвестиционной деятельности Андрея Горькова, следствие добилось его нового ареста. Решение суд принял, несмотря на протесты Генпрокуратуры
Несмотря на возражения прокуратуры, Басманный суд Москвы санкционировал повторный арест управляющего директора «Роснано» по инвестиционной деятельности Андрея Горькова. Его заключили в СИЗО в рамках уже второго уголовного дела — о мошенничестве на сумму около 198, 5 млн рублей. По первому делу, связанному с причинением ущерба «Роснано» на сумму более 700 млн рублей, топ-менеджер уже отсидел предельный срок и должен был выйти на свободу в пятницу. Однако тактический ход следствия позволил и дальше держать его в изоляции.
Назначенное на девять утра заседание началось лишь около часа дня. Доставленный под конвоем 47-летний Андрей Горьков выглядел изможденным. Он сообщил, что накануне до поздней ночи давал показания в СК по новому делу и попросил стакан воды, но ее в суде не оказалось.
Топ-менеджер «Роснано» был арестован 11 июня прошлого года. Ему вменили злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Следственный комитет установил, с 2011 по 2013 год, вопреки интересам АО «Роснано» он размещал денежные средства госкорпорации в ООО КБ «Смоленский банк». Когда же у банка 13 декабря 2014 года отозвали лицензию, «Роснано» лишилось своих средств в размере более 738 млн руб. Свою вину бизнесмен не признал. Защитники бизнесмена утверждают, что еще до лишения лицензии банк «Смоленский» передал «Роснано» активы, превышающие указанный по делу ущерб, выполнив, таким образом, свои обязательства.
Тонкие технологии
За год нахождения под стражей обвиняемый сменил четыре СИЗО, включая «Лефортово» и «Матросскую Тишину». В последний раз срок его ареста был продлен судом до 8 июня. Держать его больше 12 месяцев в СИЗО по предъявленному обвинению СК не имел права.
Но накануне Горьков стал фигурантом нового уголовного дела, возбужденного 7 июня по более тяжкой статье — «мошенничество в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В тот же день бизнесмену оперативно предъявили обвинение и допросили. На заседании суда стали известны подробности расследования.
По версии следствия, будучи финансовым директором «Роснано» Андрей Горьков в 2009-2010 годах убедил членов совета директоров корпорации перечислить 198,5 млн рублей на счета компании ООО «ЭСТО-Вакуум» в рамках реализации с ней инвестиционного проекта по расширению выпуска автоматизированных вакуумных установок «при условии размещения денег» в банке «Смоленский». При этом топ-менеджер якобы знал, что данный проект является провальным и не будет реализован. Следствие утверждает, что после поступления денег на счет фирмы в кредитное учреждение они были похищены.
Стоит отметить, общий бюджет одобренного наблюдательным советом госкорпорации проекта сотрудничества с «ЭСТО-Вакуум» составил миллиард рублей. Предполагалось, что оборудование проекта, которое должно было применяться для изготовления микроэлектроники и микромеханики, составит костяк машиностроительной базы для развития отечественной электроники. Весной 2011 года ОАО «Роснано» стало владельцем 14,28-процентной долей уставного капитала ООО «ЭСТО-Вакуум».
Два дела — один следователь
Настаивая на заключении топ-менеджера под стражу, представитель Следственного комитета России Денис Атаманов утверждал, что, находясь на свободе, бизнесмен может скрыться от следствия «или другим способом воспрепятствовать производству предварительного расследования». Он заявил, что Горьков обвиняется в совершении тяжкого преступления, которое не относится к преступлению в сфере предпринимательской деятельности, а сбор доказательств по нему не завершен. «Данные обстоятельства являются исключительными для заключения Горькова под стражу до 7 августа», — сказал следователь.
Интересно, что Генпрокуратура, которая обычно действует в тандеме со следствием, на этот раз не поддержала ходатайство СК. Представитель надзорного ведомства Степан Тюгавкин заявил, что новое обвинение Горькова является не чем иным, как новым эпизодом обвинения по его первому уголовному делу. Прокурор указал, что первое и второе уголовные дела расследует руководитель первого следственного отдела Главного следственного управления СКР Сергей Михайлов, а потерпевшим по каждому из них проходит компания «Роснано». «Заявленное ходатайство я считаю незаконным и прошу отказать в его удовлетворении», — сказал представитель прокуратуры.
Инвестиции и финансы
Андрей Горьков был солидарен с прокурором. Бизнесмен, который за год пребывания в СИЗО похудел в два раза, назвал обвинение «нелепым и абсурдным». «Это абсурд — обвинять меня в преступлении, к которому я не мог быть физически причастен», — сказал он. Фигурант отметил, что в инкриминируемый период он занимал должность финансового директора корпорации. «Я не имел никакого отношения к инвестиционной деятельности, я никак на нее не мог влиять. Всем этим в «Роснано» занимались специальные инвестиционные команды, которые вели переговоры с инвесторами, готовили проекты, отбирали заявки, проводили экспертизы и утверждали их на органах управления», — подчеркнул Горьков. Он заметил, что компания «Эсто-Вакуум» — самостоятельное юридическое лицо, в котором доля «Роснано» составляет менее 50%. «Если там кто-то украл деньги, с этим надо разбираться. И я, как гражданин, дам все нужные показания. Но я к этому не имею никакого отношения», — заверил задержанный.
Он также сообщил, что за год нахождения под стражей с ним ни разу не провели ни одного следственного действия. Последние же 20 дней он провел в изоляторе временного содержания на Петровке, куда его доставили якобы для проведения следственных действий. Но и за эти 20 дней к нему ни разу не пришел следователь. «Меня сегодня ночью должны были отпустить, потому что в деле нет ничего, что доказывает мою вину», — обратился к суду Горьков. Он обвинил следователя в халатности. «Для того чтобы как-то скрыть свое бездействие и снова закрыть меня в СИЗО, он завел новое, совершенное абсурдное дело», — сказал обвиняемый.
Понятия о добре и зле
Его защитники Сергей Дрозда и Антон Голышев заявили о незаконном характере преследования, назвав его непонятным и неконкретным. Они утверждали, что Горьков не мог оказать влияния на коллегиальные органы «Роснано»: научно-технический совет, правление «Роснано» и Совет директоров, состоящие из десятков человек. Именно они принимали решения о необходимости заключения инвестконтрактов. «Следователи не допросили ни одного члена совета директоров «Роснано» и даже не приложили должностную инструкцию Горькова. При таких обстоятельствах доводы следствия являются надуманными и голословными», — подчеркнул Сергей Дрозда.
В свою очередь Антон Голышев добавил, что «Роснано» — коммерческая организация. Он указал, что его клиенту вменяется совершение преступления в сфере предпринимательский деятельности, тогда как арест обвиняемых по данной категории запрещен. Доводы следствия адвокат назвал правовым нигилизмом, а процесс по избранию новой меры пресечения — «произволом, который по степени цинизма зашкаливает». «Ситуация с попыткой любой ценой удержать Горькова под стражей, выходит не только за рамки закона, но и понятий о добре», — резюмировал защитник.
Однако гневная речь защиты и упреки обвиняемого не смутили следователя. Денис Атаманов сообщил, что «не располагает решением об объединении уголовного дела». Формально же, по отдельным делам, новый арест не запрещен.
В итоге судья Наталия Дударь сочла доводы представителя СК обоснованными и отправила Горькова в СИЗО до 7 августа. По закону это решение может быть обжаловано в Мосгорсуде в течение трех дней. Защитники заявили, что непременно это сделают.
Престарелые родители Андрея Горькова покидали суд в подавленном состоянии. Они посетовали, что за год ареста следователи не дали им ни одного свидания с сыном. Хотя по закону тот имеет право на свидание раз в месяц.