Опасная открытость, или зачем застройщику рейтинговаться?
Лента новостей
Несмотря на плюсы, такие как репутационные или финансовые, прозрачность компании не всегда идет ей на пользу и даже может привести к понижению ее оценки
В строительной отрасли уже давно обсуждается тема обязательного рейтингования всех компаний — участников рынка. По мнению инициаторов, это позволит значительно проредить отрасль и избавить ее от недобросовестных девелоперов. Пока ранжирование компаний только обсуждается, некоторые игроки добровольно идут на рейтингование, обращаясь к независимым агентствам. Обращаются и выигрывают, но не все.
Национальный рейтинг и его польза
На сегодняшний день в России в реестр кредитных рейтинговых агентств (КРА) включены только две компании — АКРА и RAEX («Эксперт РА»). С 1 января 2017 года деятельность КРА регулируется 222-м федеральным законом, согласно которому национальная рейтинговая шкала имеет преимущество перед международной, и только она используется для регуляторных целей. А с 31 декабря 2017 года Центробанк стал ориентироваться в своей работе исключительно на рейтинговые оценки национальных агентств, аккредитованных регулятором.
С этого момента стали появляться новые регуляторные требования и усложняться рейтинговые процессы, агентствам пришлось в короткие сроки проделать огромную работу по адаптации методологии, изменению подходов оценки. Многие компании, работающие на российском рынке, стали буквально напрямую зависеть от полученной публичной оценки рейтингов.
«Национальные рейтинговые агентства (НРА) необходимы для развития национального финансового рынка, — поясняет главный аналитик АО «НФК-Сбережения» Алексей Кузьмин. — Информация, предоставляемая НРА, весьма востребована широким кругом пользователей для последующих аналитических и исследовательских работ, но, главным образом, она востребована кругом инвесторов и профучастников».
Рейтингование застройщиков
По ряду данных, на сегодняшний день в России в сфере строительства работает более четырех тысяч компаний. Добровольное рейтингование — например, у компании RAEX («Эксперт РА») — прошли только 11 организаций («Группа ЛСР», «Эталон ЛенСпецСМУ», «Главстрой-СПб», группа компаний ПИК, «Лидер Инвест», «Велесстрой», «Кортрос», RSG International Ltd, «Легенда», «Ривьера», «Мостотрест»), в компании АКРА — всего четыре (ООО «Сэтл Групп», ООО «Атомстройкомплекс» и две названные выше — группа компаний ПИК и RSG International Ltd), то есть всего 13 компаний из более чем четырех тысяч, хотя история присвоения рейтингов «Эксперт РА» строительным компаниям, по данным агентства, составляет более пяти лет.
Зачем компании идут на это? Прежде всего, для укрепления собственной репутации надежного и ответственного игрока рынка. Но есть и финансовый фактор: наличие оценки рейтингового агентства позволяет девелоперам привлекать дополнительные инвестиции через торги на бирже. Сейчас это отличная альтернатива банковскому финансированию или довольно ощутимое дополнение к нему.
По словам Алексея Кузьмина, компании-эмитенты заинтересованы в получении рейтингов и обеспечении их положительной динамики. Наличие рейтинга повышает инвестиционную привлекательность ценных бумаг эмитента, способствует успешному размещению. Кроме того, возникает соревновательный эффект, что стимулирует компании действовать более эффективно. «При этом участники рейтингов обязаны предоставлять соответствующим агентствам информацию о динамике собственной деятельности: в совокупности эти данные позволяют не только ранжировать участников, отследить динамику, но также увидеть агрегированные показатели по отраслям в целом и оценить их перспективность», — поясняет эксперт.
Таким образом, НРА повышают открытость информации и делают возможным для экспертов проведение последующих оценок. В частности, инвесторы благодаря агрегированным данным определяют те сектора (отрасли) экономики, которые демонстрируют опережающий рост, то есть те, которые наиболее привлекательны с точки зрения инвестиций.
Обратная сторона рейтингования
Не только инвесторы, инвестиционные фонды и эксперты финансового рынка могут ориентироваться на оценку рейтинговых агентств. Для обычных клиентов она тоже может стать отличным ориентиром, поскольку оценка национальных рейтинговых агентств фактически показывает уровень кредитоспособности компании. Если она находится в категории А (triple A, double A, A), значит, вложенные средства вернутся, заработная плата будет выплачена, а объекты, скорее всего, достроены (если мы говорим именно о сфере строительства).
«Рейтинговая категория А позволяет существенно расширить круг потенциальных инвесторов для корпоративных эмитентов, так как соответствует большинству регулятивных требований, например, позволяет пенсионным фондам инвестировать средства пенсионных накоплений в бумаги эмитента с таким рейтингом или дает возможность попасть в Ломбардный список Банка России», — отмечает директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Дмитрий Сергиенко.
В то же время открытость компании, прозрачность ее финансового положения не всегда идет на пользу ей самой. Публичные компании, раскрывающие суммы прибыли, убытков, размер оборотных средств и даже размер выплачиваемых дивидендов, не всегда могут быть восприняты позитивно аналитиками экспертных агентств. Пример тому — недавнее понижение рейтинга кредитоспособности «Эталон ЛенСпецСМУ» агентством RAEX. Эта новость вызвала определенное беспокойство у инвесторов и клиентов.
Что заставило агентство пересмотреть ранее присвоенную оценку? Всего два обстоятельства. Во-первых, с 2017 года компания работает с отрицательным операционным и свободным денежными потоками. Как следует из официального релиза RAEX, по ожиданиям в 2017 и 2018 годах операционный денежный поток также будет отрицательным. Второе обстоятельство — консервативная оценка агентством текущего состояния рынка первичного жилья и перспектив его будущей динамики, изменение условий работы в сегменте недвижимости в связи со вступлением в силу новых требований 214-го федерального закона, которые должны будут оказать давление на капитал.
«Для любой компании понижение оценки свидетельствует о повышении уровня кредитного риска, что может негативно отразиться на стоимости ценных бумаг эмитента. В реальности так происходит далеко не всегда, все зависит от конкретного случая. Что касается решений инвестора, то и здесь все зависит от конкретной инвестиционной стратегии. Некоторые участники рынка, наоборот, скупают бумаги того или иного эмитента в момент их сильной просадки», — рассказывает Андрей Золотов.
Есть ли жизнь после понижения?
Да, понижение рейтинга — это обратная сторона открытости любой компании. И да, даже небольшое снижение оценки может вызвать волнение как со стороны инвесторов, так и со стороны клиентов. Паника и непонимание ситуации способны в короткие сроки раскачать даже устойчивую лодку, которая по всем законам рынка должна была остаться на плаву. Партнеры, клиенты и инвесторы в сомнительных ситуациях всегда стараются уберечь собственные средства и себя — выводят деньги, отказываются от заключения сделок и дальнейшего сотрудничества.
«Понижение оценки финансовой устойчивости, как правило, сопряжено с увеличением рисков неисполнения по своим обязательствам со стороны эмитента, а также со снижением привлекательности конкретного бизнеса с точки зрения генерации положительного денежного потока, — объясняет Алексей Кузьмин. — У некоторых инвесторов, в том числе институциональных, предусмотрены минимальные требования, которым должны удовлетворять соответствующие инвестиции, несоответствия этим требованиям обязывают от подобных инвестиций отказаться».
Например, у «Эталон ЛенСпецСМУ» пересмотр оценки последовал сразу же после совета директоров головной компании Etalon Group (куда входит «Эталон ЛенСпецСМУ»), на котором были рекомендованы рекордные дивиденды по итогам второго полугодия 2017 года — 18 центов на акцию (около 53 млн долларов США). Предполагается, что аналитиков смутило это решение. Также на совете директоров были приняты решения о кадровых перестановках: не исключено, что типичные внутренние решения компании тут же нашли отражение в рейтинге.
«Считаю, что крупные выплаты акционерам в виде дивидендов и займов на связанные структуры при отрицательном операционном денежном потоке являются отрицательными факторами для кредитного профиля компании. Котировки рублевых облигаций не показали негативной реакции на последнюю отчетность компании. В дальнейшем реакция рынка, как мы думаем, будет зависеть от масштаба влияния действий менеджмента на долговую нагрузку компании, а также от способности руководства компании объяснять кредиторам свою финансовую политику. Рост долговой нагрузки «ЛенСпецСМУ» в 2017 году произошел в основном из-за выплат в пользу акционера», — комментирует старший аналитик по облигациям РСХБ «Управление Активами» Андрей Золотов.
Как все это скажется на стоимости акций и расписок? Ведь застройщики идут рейтинговаться в основном ради получения дополнительных инвестиций. Здесь эксперты расходятся во мнении. По словам аналитика компании BCS Марата Ибрагимова, цена акций останется прежней, даже если рейтинг компании будет продолжать падать, так как у инвесторов другие ориентиры. Алексей Кузьмин считает иначе: «Появление внутреннего тренда на увеличение нагрузки, безусловно, свидетельствует об увеличении рисков. Именно поэтому расписки эмитента начиная с осени прошлого года снизились более чем на 37%».
Идея рейтингования строительных компаний все еще не популярна у застройщиков — отчасти именно из-за необходимости быть открытыми. Эксперты и аналитики рейтингового агентства оценивают буквально каждый шаг и каждое решение, а также саму сферу, в которой ведется бизнес. Пересмотр уровня надежности может быть произведен без предупреждений и быть как понижен, так и повышен. К этому готовы пока не все.