Скандальный отчет и риски акционеров «Газпрома»
Лента новостей
В нашумевшем исследовании за авторством Александра Фэка и Анны Котельниковой говорится, что основными бенефициарами инвестпрограммы «Газпрома» выступают его подрядчики. На каких аргументах строятся эти выводы, о каких рисках говорится в отчете и что думают об этом участники рынка?
Скандал вокруг критичного нефтегазового отчета Sberbank CIB стал одной из главных тем в кулуарах ПМЭФ-2018. Глава Сбербанка Герман Греф извинился перед всеми фигурантами исследования. Аналитиков обвинили в непрофессионализме и уволили.
Как это ни странно, в отчете, который подготовили Александр Фэк и Анна Котельникова, рекомендация по «Газпрому» — покупать. Причем потенциал роста более 40% (цель — 3,25 доллара при текущей цене 2,3 доллара). Однако с оговоркой: дескать, есть надежда, что политические перестановки приведут к реформированию, но шансы невелики.
Авторы приводят такие расчеты: половина капитальных вложений в ближайшие пять лет пойдет на три основных проекта: «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», эти вложения разрушают стоимость «Газпрома». То есть акционерам эти крупные стройки не выгодны. Зато выгодны подрядчикам — компаниям, которые связаны с Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко (в отчете упоминаются «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз», около 50% принадлежит Геннадию Тимченко и его семье).
Основные мысли, которые в этом отчете есть, известны каждому инвестору в российские ценные бумаги. Неожиданно то, что об этом написали аналитики государственного банка, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Никто не ждет, что сотрудники CIB будут блистать инвестиционными идеями. Аналитика селл-сайд в принципе не бывает интересной. У нас есть закрытые вещи, которые не обсуждаются много-много лет, и за людьми, которые называют вещи своими именами, тут же закрепляется репутация каких-то предателей и сотрудников ЦРУ. В нашем обществе нельзя уже вести дискуссию. «Газпром» имеет смехотворно низкую капитализацию по причине того, что рынок прекрасно знает все проблемы в этой компании. Об этом знает рынок, участники рынка, и, видимо, знает и менеджмент».
С цифрами по убыточности проекта спорить сложно, но главный вывод можно интерпретировать по-разному, ведь инвестпроекты «Газпрома» зависят и от геополитики, говорит руководитель операций на валютном и денежном рынках «Металлинвестбанка» Сергей Романчук:
Сергей Романчук руководитель операций на денежном и валютном рынке «Металлинвестбанка» «Во многом те проекты, которые «Газпром» делает, так или иначе связаны с политическими решениями высшего руководства. Стоимость компании, очевидно, не является первым приоритетом. Наверное, назрела реформа. Нужны какие-то перемены, без них вряд ли он будет стоить существенно дороже. Складывается ощущение, что пытаются найти козлов отпущения в виде аналитиков, в то время как суть того, что там обсуждалось, ускользает от внимания инвесторов и общества в целом. А дискуссия в любом случае полезна, потому что государственная компания, и естественно, что ее управление должно происходить в интересах общества, а не отдельных выгодоприобретателей».
В 2008 году Алексей Миллер заявлял, что капитализация «Газпрома» в течение семи-восьми лет достигнет уровня в триллион долларов. Спустя десять лет весь Газпром стоит всего 55 млрд долларов. Для сравнения, это в десять раз дешевле, чем, например, соцсеть Facebook.
Ближе всего к триллиону долларов оказалась компания Apple, ей не хватает буквально 70 млрд долларов. За десять лет компания выросла в 7,5 раза. Однако не для всех это является показателем эффективности.