16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
28 мая 2018, 08:30 Право

Подадут ли на Россию в суд? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Мировое сообщество оказывает на Россию давление, обвиняя ее в крушении пассажирского Boeing в небе над Донбассом в июле 2014 года. Можно ли это доказать в судебном порядке?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Правительство Нидерландов, проведя в пятницу, 25 мая, заседание по итогам оглашения Международной следственной группой новых данных об обстоятельствах гибели пассажирского Boeing в небе над Донбассом в июле 2014 года, выдвинуло официальные обвинения против России.

МСГ ранее доложила, что к трагедии непосредственно причастны военнослужащие 53-й зенитной ракетной бригады вооруженных сил России, базирующейся близ Курска. Якобы оттуда установка «Бук» была переброшена на Украину, а после того, как из нее был сбит самолет, отправлена обратно. К обвинению Нидерландов присоединилась Австралия. Из погибших 298 пассажиров 193 были голландцами, 27 — австралийцами, 43 — гражданами Малайзии, остальные — граждане других государств.

Отвечая во время Петербургского международного экономического форума на вопрос, признает ли Россия результаты расследования, Владимир Путин сказал, что не признает, поскольку ее к расследованию не допустили. Как дальше может развиваться ситуация? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта.

Отвечая на результаты расследования Международной следственной группы, Москва напоминает, что она старалась сотрудничать со следствием, предоставив целый ряд материалов по делу, однако они были проигнорированы. Что касается ответственности России как государства, то это обвинение будет непросто перевести в юридическую плоскость в суде. Да и в каком суде?

Голландский премьер Марк Рютте по итогам экстренного заседания кабинета министров заявил: «Ответственность государства наступает тогда, когда оно не выполняет нормы международного права, и в данном случае именно об этом идет речь».

Глава МИД Австралии Джули Бишоп призвала другие страны осудить поведение России. Но это все — проявления политической риторики с целью оказать давление на Россию. Однако как именно Москва должна сотрудничать со следствием, по мнению обвинителей, кроме признания вины? Чего Россия делать не спешит, указывая, в том числе на ряд нестыковок следствия.

Добиться признания вины именно государства в данном случае будет непросто. Наиболее вероятная инстанция для иска в таком случае — Международный суд ООН. Однако для того чтобы судебный процесс там состоялся, нужно, чтобы все стороны признали юрисдикцию этого суда. Или же иск может быть принят по факту нарушения Россией какого-либо международного договора, ею ратифицированного, притом в этом договоре должна быть предусмотрена возможность подачи иска в Международный суд.

Скорее всего, речь может идти о конвенции о международных воздушных перевозках. Украина уже подала на Россию иск в Международный суд, требуя компенсации для родственников жертв катастрофы. Россия не признала юрисдикцию суда в данном вопросе, однако в апреле 2017 года суд предварительно принял решение о подсудности данного дела.

Теоретически есть и другие пути. Один из них — это путь дипломатических и политических переговоров с целью выработки приемлемого для всех сторон решения. От России могут потребовать признать ответственность в той или иной форме, принести извинения, выплатить компенсацию.

Может речь пойти и о об уголовном расследовании в самой России, включая наказание виновных. Однако пока ничто не указывает на то, что Москва готова пойти по такому пути. Тем более что полноправной участницей расследования ее делать не хотят по-прежнему, а хотят видеть лишь в роли обвиняемой.

Также правительство Нидерландов может подать иск в Европейский суд по правам человека против России. Впрочем, все варианты судебных тяжб будут долгими, трудными, и далеко не факт, что приведут к такому результату, который хотели бы видеть Голландия и Австралия.

Так что все же наиболее рациональный вариант — пойти по пути политического решения проблемы путем переговоров и поиска такого решения, которое все же не будет подразумевать однозначного признания вины Россией, но будет предусматривать некую компенсацию с ее стороны. Прецеденты уже были. Например, в июле 1988 года американский крейсер Vincennes сбил иранский пассажирский аэробус, якобы приняв его за атакующий корабль военный самолет. Позже командир крейсера был награжден орденом за отличную службу.

Президент Рейган согласился выплатить компенсацию семьям погибших. Иран подал иск в Международный суд ООН, требуя компенсации ущерба и признания США виновными в нарушении конвенций о международных воздушных перевозка. Однако в 1996 году между странами было подписано мировое соглашение, дело в суде было прекращено. Родственникам жертв американцы выплатили в общей сложности почти 132 млн долларов. Иран от всех претензий отказался.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию