Турция выторговала у России скидку на газ
Лента новостей
По словам президента Турции Эрдогана, Россия предоставит скидку в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 годах. Эксперты опасаются, что Турция — ненадежный партнер, и торг на этом не закончится
Россия пополнит турецкий бюджет более чем на миллиард долларов. О том, что Россия вернет часть денег за ранее поставленный газ, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
По его словам, достигнута договоренность о том, что Россия предоставит скидку в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 годах. Разница будет возвращена «живыми» деньгами в бюджет Турции.
Это заявление появилось сразу после подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о строительстве сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока». Эта новость не очень удивила доцента кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства Сергея Хестанова.
Сергей Хестанов доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС «Турция, с учетом того, что уже достаточно скоро будет запущена первая ветка «Турецкого потока», пользуясь своим положением крупного потребителя и страны, от решения которой зависит, в том числе и строительство «Турецкого потока», увеличила жесткость своей переговорной позиции, что подталкивает российскую сторону к тому, чтобы идти на уступки. Достаточно значительные средства уже вложены в проект «Турецкий поток» и, соответственно, в первую ветку и во вторую. Любой отказ от ранее достигнутых договоренностей грозит очень большими потерями. Такое положение дел делает очень сильной переговорную позицию турецкой стороны. В случае если договориться не удастся, они могут просто отозвать ранее данное разрешение. Причем очень легко спрогнозировать, что Турция будет сложным партнером и очень сложной стороной-транзитером российского газа в случае, если удастся построить вторую ветку «Турецкого потока». Эта страна не отличается большой стабильностью в выполнении ранее подписанных контрактов, традиционно любит очень жестко обсуждать возможные преференции и скидки и, скорее всего, нынешний прецедент не является последним. Шоу с требованием выделить ту или иную скидку, скорее всего, будет продолжаться и в дальнейшем».
Торговаться Турция теперь будет бесконечно, это не слишком надежный бизнес-партнер, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Михаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «Выторгованная турками скидка связана с потерями в будущем, поскольку теперь газ из России в Турцию будет поставляться со значительной скидкой и дальше. Сколько это будет продолжаться, и вот эта скидка во что выльется окончательно, пока не ясно. Сейчас можно только сказать, что этот 1 млрд фактически уплачен Турции за разрешение на прокладку по турецкой территории 180 километров второй нитки «Турецкого потока». То есть от побережья до примерно греческой границы, где этот «Турецкий поток» может влиться либо в будущую трассу Турция — Греция — Албания и Южная Италия, либо пойти оттуда, где-то в направлении, может быть, Болгарии, и дальше уже через Венгрию или Сербию в Австрию. Турция — особенно как транзитный партнер, совершенно ненадежный. Можно вспомнить историю «Голубого потока», тогда получили разрешение на строительство этого «Голубого потока» через Черное море в Турцию, получили многочисленные льготы только потому, что турки обязались брать какое-то совершенно невообразимое количество российского газа. Когда же труба была построена, то турки сказали: «Извините, у нас тут другие контракты есть, мы столько газа у вас не возьмем». То есть они могут подвести абсолютно в любой момент. А если будет какая-то политическая неурядица, обостряющая политические отношения между Москвой и Анкарой, то тогда можно ожидать, что это скажется и на состоянии транзита газа через Турцию. Так что поменять Украину на турецкий транзит — идея была, в общем-то, не просто авантюрной, но очень и очень дорогостоящей. Как мы видим по последнему миллиарду и по 17 млрд долларов, которые уже были потрачены на «Южный поток».
Выторговывание скидок — это сейчас модная тема на рынке газа, этим занимается не только Турция, однако нынешняя договоренность позволит реализовать на турецком направлении аналог «Северного потока — 2», считает замгендиректора по инвестициям ИК «УНИВЕР — Капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александров замгендиректора по инвестициям ИК «УНИВЕР — Капитал» «За последние как минимум пару лет, вообще вопрос о скидках при любых газовых сделках начинает сейчас уже как инфоповод доминировать. И со стороны Восточной Европы, и со стороны Западной Европы с основными своими потребителями «Газпром» постоянно начинает сталкиваться с тем, что возникает вопрос о скидках. И, так или иначе, они начинают предоставляться, причем в разной форме. Либо как какой-то коэффициент с привязкой к спотовым ценам, либо как возможность, например, увеличить или, наоборот, уменьшить объемы выбора по сравнению с контрактным объемом. В Турции то же самое примерно происходило, причем здесь это еще одновременно увязывается на ряд дополнительных проектов, вообще, мне кажется, не связанных с газом. Это, во-первых. А, во-вторых, естественно, все время держится в уме возможность использования турецкого направления для доставки газа в Южную Европу в больших объемах. То есть как раз для того, чтобы уйти к каким-то объемам, существенно превышающим 30 млрд кубометров в год. То есть, грубо говоря, некий аналог того проекта, из-за которого пришлось отказываться в свое время не заплатившей Болгарии, Еврокомиссии и так далее. То есть никакого прорывного решения нет, это, скорее, на самом деле, технический чисто момент, но он позволяет идти дальше. В том случае, если будут возможности для того, чтобы использовать Турцию для увеличения объемов поставок газа в Европу, сравнительно быстро можно было бы это решение претворить в жизнь, построив по той же трассе еще одну или две нитки. То есть, грубо говоря, аналог «Северного потока — 2» может быть реализован и на турецком направлении, тогда это будет хорошая замена «Южному потоку».
Заявление Эрдогана прозвучало во время его предвыборного выступления в Эрзеруме. Турция в последнее время страдает от резкого обесценивания национальной валюты. С середины марта лира обесценилась по отношению к доллару почти на треть и доходила до уровня 4,85 за доллар. Интервенция турецкого Центробанка в четверг, 24 мая, и увеличение кредитной ставки с 13,5 до 16,5% сработали ненадолго. Падение курса возобновилось уже к вечеру того же дня.