Российские власти взялись за бензин
Лента новостей
Деловые СМИ пишут, что руководство страны решило притормозить резкий рост цен. Правительство решило снизить акцизы на топливо
Обновлено в 16:22
С 1 июля правительство России намерено снизить акцизы на топливо. Косвенный налог на бензин опустят от текущей цены на 3 тысячи рублей за тонну, на дизель — на 2 тысячи рублей. Такой шаг позволит снизить стоимость литра автомобильного топлива на бензоколонках примерно на 2 рубля.
Как написали деловые СМИ, решение о снижении акцизов принято на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, который в новом составе кабинета отвечает за топливно-энергетический комплекс. «Ведомости» ознакомились с копией протокола, его подлинность подтвердили чиновники.
Правительство поручило Минфину до 28 мая подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин и дизтопливо. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на распоряжение кабинета министров
Акцизы должны быть снижены не позднее 1 июля. При этом уменьшение косвенного налога позволит лишь стабилизировать цены на нефтепродукты, а не снизить их, заявил в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер Дмитрий Козак.
Дмитрий Козак заместитель Председателя Правительства РФ «Мы понимаем, что эта фискальная нагрузка на топливно-энергетический комплекс оборачивается дополнительной финансовой нагрузкой и на потребителей простых граждан, и на реальный сектор экономики, на промышленность, на агропромышленный комплекс. Поэтому было принято согласованное, достаточно консолидированное решение о необходимости снижения акцизов на моторное топливо. Это должно произойти не позднее 1 июля, на дизтопливо — на 2 тысячи рублей от действующих цен, а бензин — на 3 тысячи рублей снизить размер акциза. Это, по нашим оценкам, стабилизирует ситуацию на рынке при сохранении той тенденции, которая в настоящее время наблюдается на рынке, прогнозировалось увеличение цены на моторное топливо до 30% к концу года. Отрицательного значения не будет, некоторые факторы продолжат свое действие до конца текущего года, но это будет совсем незначительное повышение цен на моторное топливо. Те решения, которые в настоящее время приняты по акцизам, не приведут к выпадающим доходам по налогу на прибыль, они приведут к некоторому снижению доходов дорожных фондов, но мы одновременно договорились о том, что та доля акцизов, которая зачисляется в федеральный бюджет, будет перераспределена в пользу регионов с тем, чтобы у них это снижение акцизов не повлекло выпадающие доходы у региона. Что касается балансировки федерального бюджета, то осенью, в зависимости от результатов исполнения федерального бюджета за первое полугодие, будем принимать решение. Если будут дополнительные не нефтегазовые доходы, то они компенсируют выпадающие доходы от акциза на моторное топливо. Около 100 млрд рублей — это та сумма, которую нам по силам компенсировать за счет других источников».
Если цены продолжат рост, вряд ли стоит ожидать, что бензин для потребителя подешевеет. В лучшем случае он не будет так стремительно дорожать, считает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук.
Андрей Полищук аналитик Raiffeisen Bank «Действительно, в ценах на бензин очень большая составляющая налогов. Соответственно, если корректировать акцизы, можно каким-то образом сдержать рост на цен на бензин. Но стоит отметить, что все-таки цены на бензин будут расти в дальнейшем. На данный момент мы видим очень высокие цены на нефть в комбинации с довольно слабым рублем. Сейчас цены на нефть в рублевом эквиваленте достигают практически 5 тысяч рублей, то есть это, можно сказать, рекордный уровень. И надо понимать, что нефтеперерабатывающие заводы в России покупают основной ресурс для производства бензина — нефть в рублевом эквиваленте. Соответственно, это приводит к росту себестоимости и должно как-то отражаться в ценах. Если мы увидим дальнейший рост цен на нефть, это также придет к росту цены на бензин. Я думаю, даже если цены на бензин останутся на таких же уровнях при текущем курсе, то мы, так или иначе, будем видеть дальнейший крутой рост цен на заправках, потому что цены на заправках так же отстают от цен на оптовом рынке, а оптовый рынок, как я уже сказал, больше привязан к альтернативе, экспорту».
Основные рычаги воздействия на цены на бензин в руках правительства — это налоги, курс национальной валюты и таможенные пошлины. Сейчас налоги в цене топлива составляют 70%. Основные два из них дают 50% общей цены бензина: это акциз и налог на добычу полезных ископаемых. Первый устанавливает ежегодно правительство, и он в очередной раз был повышен с нового года, а НДПИ рассчитывают, исходя из мировых цен на нефть.
С января по сравнению с прошлым годом НДПИ вырос на 23%. Рост этой налоговой нагрузки и послужил толчком росту цен на бензин. Комментирует гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Если отказаться от увеличения акциза, если способствовать стабилизации курса рубля, а может быть, даже лучше — укреплению курса рубля, и если повысить таможенные пошлины на вывоз бензина, то можно стабилизировать внутренний рынок бензина. Добиться, если не падения цен, то, по крайней мере, их неизменности. Вот эта вся конструкция против интересов государственного бюджета. Ну, во-первых, потому, что налоги — это источник пополнения госбюджета. Во-вторых, что касается курса рубля, как вы, наверное, заметили, он у нас только падает. Почему? Потому что правительство получает доходы в валюте, а расходы, обязательства имеет в рублях, поэтому, чем слабее рубль, тем проще исполнять бюджет нашему правительству. Что касается таможенной пошлины, сейчас таможенная пошлина на вывоз бензина в России в десять раз ниже, чем она была в 2014 году. В общем, это, конечно, парадокс полнейший. Учитывая, то, что у нас самые низкие цены на бензин в Европе, наш бензин, сломя голову, стремится сбежать из России и при этом отсутствует таможенный барьер. Почему-то его убрали. Тем не менее это так. Вот у нас нет таможенного барьера и при этом есть все условия для экспорта бензина и дизельного топлива. Конечно же, правительство противодействует экспорту, но чисто административными мерами, не пытаясь создать экономическую ситуацию такую, чтобы экспорт сам по себе был невыгодным».
Потери бюджета во втором полугодии от снижения акцизов эксперты оценивают в 100 млрд рублей.