«Я сделал все, что мог». Ройзман уходит
Лента новостей
Он оставляет пост мэра Екатеринбурга. Ройзман не согласен с процедурой по отмене прямых выборов. При этом он допустил: если выборы вернут, он может снова претендовать на пост главы города
Обновлено в 12:24
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман уходит в отставку. Председатель городской думы заявил, что принял такое решение, потому что не хочет участвовать в процедуре по отмене прямых выборов мэра. Такое заявление он сделал во заседания городской думы, когда депутаты хотели внести поправки в устав Екатеринбурга. Он отказался вносить вопрос о внесении изменений, после этого демонстративно покинул зал и прошел в свой кабинет, где пообщался с журналистами.
По словам Ройзмана, его решение окончательное. Однако политик не исключил: если прямые выборы вернут, то он, возможно, снова будет готов пойти на выборы главы города. «Сейчас я сделал все, что мог, на своем посту», — сказал Ройзман журналистам.
— Есть вещи, в которых нельзя принимать участие. Я здесь для того, чтобы отстаивать интересы жителей города и интересы города. То, что произошло, впрямую противоречит интересам города. Это обман жителей Екатеринбурга. Почему вдруг за полуторамиллионный город, лучший миллионник в стране принимает решения кучка депутатов, которых знать никто не знает? Это противоречит Конституции, Хартии местного самоуправления. Городская дума и глава города должны легитимизировать этот откровенно нечестный, нелегитимный закон. Нет таких обстоятельств, при которых я могу принять какое-то решение, которое будет противоречить интересам моих избирателей, интересам города. Основные вещи в городе я сумел сделать, не обладая никаким статусом, никаким ресурсом. Когда надо, всегда жители города на меня могут рассчитывать. Понятно, что-то теряю при этом решении, что-то приобретаю. Зато совесть моя чиста. Я не транжирил казенные деньги, не летал бизнес-классом, не останавливался в дорогих гостиницах. Был наравне со всеми в своей должности, и каждый из жителей города знал, что всегда может прийти ко мне в кабинет.
— Чем займетесь? Есть уже проекты?
— До 55 лет я как-то чем-то же занимался. То, что я буду востребован, это совершенно точно. Мне надо кормить пациентов в хосписах, то есть это 400 тысяч в месяц мне надо находить только на хоспис. Это же независимо от должности. И фонд Ройзмана работает. Следующий глава должен будет принимать личное участие в работе хосписа, вести постоянные, еженедельные открытые приемы. Тоже как-то планка поднята. И я буду рад, если это будет поддержано. Со своей стороны, любого человека, кто придет на мое место, кто будет честно работать в интересах городах, я всегда поддержу. Если будут возвращены прямые выборы, так, что будут принимать решение жители, у меня сейчас достаточный опыт. Слава богу, все нормально со здоровьем. Я понимаю, что можно сделать для города на этой должности, если будут в руках все полномочия — вот это я для себя не исключаю.
— Но ведь коллеги могут вас не отпустить? Они ведь должны проголосовать за вашу отставку.
—Я думаю, что они отпустят. Им так проще будет.
Ройзман рассказал, что планирует заняться развитием хосписа имени Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. Она погибла в авиакатастрофе 25 января 2016 года.
Что выиграл, а что потерял Ройзман от своего решения? Мнение гендиректора Центра политических технологий «PRОПолитика» в Екатеринбурге Алексея Швайгерта:
Алексей Швайгерт гендиректор Центра политических технологий «PRОПолитика» «На мой взгляд, Евгений Вадимович достаточно выгодно вышел из патовой ситуации, потому что, с одной стороны, все понимали, что выборы мэра Екатеринбурга будут отменены и от Ройзмана ждут фактически подписи для того, чтобы соответствующие изменения в устав Екатеринбурга были внесены. Я думаю, что Евгений Вадимович сам прекрасно все понимал, и сегодняшний как бы импульсивный и эмоциональный порыв — нужно отдавать себе отчет, что это во многом была часть ну если не плана, то как минимум некоего понимания развития ситуации. То есть я думаю, что как хороший политик Евгений Вадимович просчитал определенные последствия тех или иных своих шагов. Ну и, собственно, это решение после дискуссии в гордуме по его отставке, оно фактически двояко. То есть, с одной стороны, Ройзман уходит в символическом смысле на подъеме, сохранив свое лицо, сохранив свой политический капитал. С другой стороны, его отставка, пусть пока лишь как заявление, еще неоформленное на бумаге, но тем самым открывает беспроблемный путь для того, чтобы поправки в устав Екатеринбурга были внесены. Учитывая, что в сентябре у нас будут выборы городской думы, слухи ходили о том, что может сформироваться так называемый список Ройзмана. Список неких кандидатов, которые будут каким-то образом в округах под флагами Ройзмана с его публичной, непубличной поддержкой каким-то образом претендовать на мандаты в городской думе. К сожалению или к счастью, но Ройзман может оказаться инструментом опять же очередного витка политической борьбы теперь уже в предстоящей трехмесячной, четырехмесячной кампании по выборам депутатов гордумы. Ройзман может стать некой торпедой, которая может каким-то образом портить кровь губернатору Куйвашеву».
В апреле депутаты областной думы приняли закон, который отменяет выборы мэра Екатеринбурга. В городе прошли акции протеста. Однако губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев закон подписал. Теперь главу города будут избирать депутаты гордумы из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией.
Жители Екатеринбурга на публичных слушаниях одобрили отмену прямых выборов. Гордума рассмотрит отставку Ройзмана 25 мая.
Однако значительная часть екатеринбуржцев выступает против отмены выборов. 2 апреля в городе прошел митинг, в котором приняли участие глава штаба Алексея Навального, экс-депутат думы уральской столицы Леонид Волков и политик Дмитрий Гудков. По разным подсчетам, в акции участвовали от 1,5 тысячи до 10 тысяч человек.