16+
Суббота, 28 декабря 2024
  • BRENT $ 74.00 / ₽ 7439
  • RTS873.66
18 мая 2018, 03:59 Политика

Сольет ли Европа «Северный поток — 2»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

США могут распространить действие санкций на европейские компании, участвующие в строительстве газопровода. Хватит ли Европе решимости, чтобы солидарно противостоять Трампу?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

США рассматривают вопрос о том, чтобы распространить действие антироссийских санкций на проект газопровода «Северный поток — 2», который должен вступить в строй в следующем году. Об этом заявила заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк. Она сказала, что США противодействуют проекту газопровода, поскольку считают, что его строительство приведет к усилению зависимости Европы от российского газа. Также Удкирк отметила, что благодаря этому проекту у России появится возможность установить оборудование для слежения вдоль всего трубопровода.

В случае введения санкций под них могут попасть все европейские компании, которые участвуют в строительстве «Северного потока — 2». Чем Европа ответит на давление США? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

Евросоюз уже заявил о готовности шире открыть рынок для американского импорта, чтобы избежать торговой войны. Дональд Трамп предоставил ЕС отсрочку по введению импортных пошлин на европейскую сталь и алюминий до 1 июня. Америка требует от Европы увеличения импорта своих товаров и услуг. Тут и автомобили, и ряд других промышленных товаров, и участие в европейских государственных тендерах, и смягчение европейского регулирования. А еще Америка хочет поставлять в Европу больше сжиженного газа. Одно из препятствий — пока еще относительно более дешевый трубопроводный газ, в частности, газпромовский, занимающий более трети европейского рынка.

В ходе недавнего визита в США канцлер ФРГ Ангела Меркель пыталась уговорить Трампа не распространять действие антироссийских санкций на «Северный поток — 2». С тех пор в американо-европейских отношениях появились новые разногласия — в связи с выходом США из ядерного соглашения с Ираном 2015 года. Возобновление действия антииранских санкций со стороны США угрожает европейским компаниям, успевшим заключить многомиллиардные сделки с этой страной. Таким образом, потенциальная сфера применения вторичных санкций США против европейского бизнеса все более расширяется, а переговорные позиции Трампа — ужесточаются.

Вопрос об увеличении закупок СПГ у Америки могут обсудить уже 22 мая в ходе совещания министров торговли стран ЕС. Также должны состояться переговоры Ангелы Меркель с Владимиром Путиным. При этом Германия ставит условием России сохранение газового транзита через Украину и после ввода в действие «Северного потока — 2». Киев получает за этот транзит около 2 млрд евро. Если он их лишится, то пойдет просить денег у той же Европы. Вряд ли Запад откажется от поддержки нынешнего киевского режима.

Кроме того, у проекта «Газпрома» есть и другие конкуренты. Недавно завершилось строительство газопровода TANAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Польша альтернативой российскому газу видит трубопровод Baltic Pipe с газом из Норвегии. Уже через пять лет общая мощность только вновь построенных газопроводов в Европу составит 120 млрд кубометров в год. Правда, это пока еще меньше поставок «Газпрома», которые в прошлом году составили 192 млрд кубометров: четыре пятых — в Западную Европу, остальное — в Центральную.

Насколько солидарно будет противостоять Евросоюз американскому давлению? Все же экономические интересы европейских компаний в США в разы масштабнее, чем в России, а противостоять Вашингтону по всему фронту санкционного давления, касающегося как Ирана, так и России, будет сложно. В чем-то надо будет уступать, и судьба «Северного потока — 2» при сохранении газового транзита через Украину может стать одним из предметов торга.

Также следует учитывать, что по мере увеличения поставок СПГ стоимость сжиженного газа может постепенно снижаться. Отношения России с Европой сейчас, мягко говоря, не на высоте, так что принести еще одну жертву на этом направлении если не экономически, то политически будет легче.

Наконец, Европе может просто не хватить решимости, чтобы солидарно противостоять нахрапистой переговорной манере Трампа. Ведущие европейские страны, возможно, предпочтут договариваться об индивидуальных исключениях для себя вместо отстаивания общеевропейской позиции по России или Ирану.

Трудно предсказать и то, какой выбор сделают европейцы, если Америка заставит их выбирать между продолжением импорта иранской нефти в условиях американских санкций и сохранением проекта «Северный поток — 2» в условиях таких же ограничительных мер, тем более что и те, и другие поставки можно отчасти компенсировать из других источников.

С учетом объема экономических связей между Евросоюзом и США невозможно представить, чтобы европейские лидеры принесли их в жертву — ни ради сохранения даже многомиллиардных контрактов в Иране, ни ради сохранения проекта газопровода, который изначально вызывал возражения некоторых членов Евросоюза именно потому, что он связывает Европу с Россией под управлением Владимира Путина.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию