Продастся все: удастся ли «Яндексу» и Сбербанку создать «российский Amazon»?
Лента новостей
Именно так Герман Греф назвал совместный проект крупнейшего банка и крупнейшей IT-компании России. Сделка была финализирована накануне. Каковы перспективы глобального маркетплейса Сбербанка и «Яндекса»?
Сбербанк вложится в совместный мегапроект 30 млрд рублей, «Яндекс» — своей компанией «Яндекс.Маркет». Она по итогам сделки станет условно независимой фирмой: обе материнские компании будут иметь неконтролирующие пакеты акций, а 10% пойдет на поощрение сотрудников.
Партнеры оценивают стоимость предприятия в 60 млрд рублей — условно, 1 млрд долларов. Суть проекта разъясняет директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор Михаил Гуревич:
Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «Если совсем недавно — да и сейчас — большинство покупателей заходят на «Яндекс», выбирают товар, переходят на сайт магазина и далее имеют дело уже с ритейлером, то в перспективе — а зачатки этого мы видим уже и сегодня — выбор товара будет происходить и оплачиваться на площадке «Яндекса», и доставка будет осуществляться этой консолидированной компанией. Это путь, который проходят практически все агрегаторы, начиная с сервисов такси и заканчивая сервисами бронирования авиабилетов и гостиниц. Будет происходить активное продвижение: как минимум 10 млрд рублей будет инвестировано Сбербанком, и деньги пойдут не в последнюю очередь на маркетинг. Соответственно, задача этой компании — получить значимую долю и как минимум остановить увеличение доли китайских продаж в России. Считается, что если сегодня активно не развивать российские площадки, то в достаточно обозримом будущем объемы китайских магазинов в России — это не только AliExpress — будут составлять чуть ли не 80%».
Считается, что заключению сделки поспособствовал именно AliExpress. О намерении «Яндекса» подписать соглашение со Сбербанком стало известно прошлым летом — через несколько месяцев после новостей о возможном совместном проекте Сбербанка и AliExpress, который в «Яндексе» напрямую назвали угрозой для бренда и бизнеса компании.
Что новый «Яндекс.Маркет» сможет противопоставить китайской экспансии и уже существующим российским интернет-магазинам? Комментирует управляющий партнер «220 Вольт» и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров:
Алексей Фёдоров президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Он будет отличаться от всех остальных двумя вещами, и обе эти вещи связаны со Сбербанком. Дело в том, что у самого «Яндекс.Маркета» есть гигантская big data. Огромные хранилища данных, где есть все наши с вами покупки, все продажи интернет-магазинов, все наши предпочтения, наши геотеги. И то же самое есть у Сбербанка, только еще больше: наши ФИО, чего не было у «Маркета», все наши покупки не только в интернет-магазинах, но и во всей сфере услуг, все наши оплаты еды, все предпочтения по банковским отделениям, даты рождения, дети, родственники и так далее, кредиты наши. Это все из Сбербанка. И, если соединить данные Сбербанка и данные «Яндекса», эта новая структура будет знать о нас вообще все. Сможет делать какую-то продуктивную аналитику по нам и говорить, что нам понадобится. Что через семь лет после покупки презерватива нам с вами понадобится покупать школьную форму для ребенка, а через девять месяцев — памперсы».
Планируется ли какой-то ребрендинг «Яндекс.Маркета» в связи с началом преобразования из почти что доски объявлений в интернет-магазин федеральных масштабов, неизвестно. На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк зарегистрировал торговую марку Сбермаркет, однако возможно это была защитная мера, чтобы не допустить использования похожего бренда конкурентами.
Что касается превращения «Яндекс.Маркета» в «российский Amazon», детище Джеффа Безоса развивалось как раз в обратную сторону. Это был небольшой книжный интернет-магазин, который затем стал маркетплейсом для сторонних продавцов. Догнать Amazon будет непросто. По оценкам Сбербанка и «Яндекса», на старте их совместный проект будет стоить около миллиарда долларов. Капитализация Amazon может скоро приблизиться к триллиону.