«Тайное становится явным». Лондон может раскрыть имена россиян, хранящих активы в офшорах
Лента новостей
Если следовать данным Times, Великобритания может обнародовать имена бизнесменов, которые хранят свои активы на Британских заморских территориях
Обновлено в 14:40
В Великобритании могут принять закон о раскрытии бенефициаров компаний, зарегистрированных на Британских заморских территориях. Статью под заголовком «Офшорные зоны готовятся назвать коррумпированных олигархов» публикует британская Times.
Как сообщается, члены британского парламента собираются на следующей неделе проголосовать за принятие законов, в соответствии с которыми будут раскрыты в том числе личности российских олигархов, хранящих капиталы на Британских заморских территориях.
Сейчас Британские Виргинские острова и Каймановы острова, в отличие от Великобритании, не раскрывают общественности личности бенефициаров активов, хранящихся под их юрисдикцией. Сторонники нового законодательства утверждают, что такая секретность делает возможным отмывание денег, что, в свою очередь, способствует росту преступности и коррупции.
Насколько болезненной будет эта мера для российского бизнеса и, возможно, чиновничества? Комментирует генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин:
— Мера действительно может быть неприятной и для многих крупных компаний, много через эти юрисдикции зарегистрировано импортеров, а прежде всего это, конечно, юрисдикции, которые регистрируются, для бенефициаров и владельцев какого-то бизнеса. Тут могут быть и сделки с заинтересованностью, и перекрестные сделки, и аффилированность, которая в конечном счете повлияет на налогообложение российских резидентов налогов, то есть налоговые начисления в результате этих раскрытий увеличатся. Большинство крупных компаний на такие риски закладываются, и раскрытие бенефициаров, можно сказать, на политиков повлияет. То есть политические деятели и их ближайшие родственники могут быть под пристальным вниманием. А здесь как бы польза для общественности, всегда, очевидно, будет и что обсудить, и, возможно, будут какие-то ротации. Все тайное рано или поздно становится явным.
— Какие есть альтернативы Британским заморским территориям?
— Прежде всего, Азия — Гонконг, Сингапур, они выходят на первый план, поскольку там такое же английское право применимо, но провайдеры услуг зачастую другие. В общем, полноценной замены на сегодняшний день нет всем английским юрисдикциям, включая и Кипр, и Британские острова, и Бермуды. Но работать можно через азиатские площадки. Собственно, так и работает большинство участников, меняя, мигрируя между юрисдикциями. Гонконг и Сингапур — хорошая альтернатива, но совершенно мы не можем ожидать, что конфиденциальность будет и там сохранена. Все идет к тому, что и там она будет нарушена, поэтому нужно принимать это как данность и работать с тем, что все известно и никакого тайного владения не существует.
Перспективу комментирует президент компании «Московские партнеры», профессор Высшей школы экономики Евгений Коган:
— Давайте разберемся. Во-первых, есть такое понятие — налоговый обмен. Исходя из налогового обмена, многие государства будут обмениваться уже в сентябре этого года данными о бенефициарах тех или иных компаний или счетах, находящихся в их юрисдикциях. Все эти английские территории, то есть не только Англия, но BVI (Британские Виргинские острова), прочее, прочее — все это находится в списках как раз тех стран, которые будут обмениваться. И там много еще других стран — более 70 государств, поэтому ничего нового. По большому счету все равно в рамках налогового обмена будут известны бенефициары компании, и у нас объявили о некой налоговой амнистии, которая для многих — решение, но это что касается наших. Что касается того, что происходит в Англии, вы же понимаете, что сегодня там идет хайп. Сейчас это хайповая тема, и на ней англичане достаточно серьезно хайпуют: вот криминальные деньги, вот нашли, ура-ура! Я не думаю, что что-то оригинальное и неожиданное они найдут, тем более все эти юрисдикции давно уже прозрачные, а те, кто хотел спрятать свои деньги, думаю, уже давным-давно спрятали. Кого-то они, конечно, поймают, какого-нибудь задержавшегося и забывшего, где он находится, может быть, олигарха, хотя я с трудом в это верю. Поэтому то, что англичане делают, это не новость. Они просто сейчас заговорили о том, что все эти веяния и закон о криминальных деньгах будут распространяться и на Содружество Ее Величества, иначе говоря, на все страны, регионы и острова, и Канаду, и Австралию, и прочее. Ну хорошо, а что здесь нового?
— Остались офшоры достаточно безопасные для тех, кто хочет сохранить анонимность?
— Вопрос не в офшорах. Дело в том, что офшоры — это некое устарелое решение, это то, чем пользовались люди ранее. Сегодня уже есть более элегантные и разумные решения. А потом уже давно те, кто имеет довольно серьезные деньги, либо их нормально легализовали, либо легализуют, либо реструктурировали, то есть люди все держат нос по ветру. Да, сегодня, наверное, еще какие-то «грязные» офшоры существуют, но с ними предпочитают приличные люди не работать. Поэтому хранить деньги в каком-то офшоре, который никому ничего не выдает, можно, но тогда очень сложно эти деньги получить назад, потому что с этой юрисдикцией никто работать не будет. Поэтому еще раз говорю: сегодня весь мир уже давно стал другим, у нас новая реальность. И те, кто не понял этого, очень жаль, это надо было понимать и год, и два назад. А то, что ребята сейчас громко показали козу-бозу, это просто политические игры, набирают ребята очки, молодцы. У них там тоже проблемы — «Брекзит» и так далее, надо как-то работать. Политики, естественно, на хайпе, ну извините еще раз за выражение, хайпуют, ну молодцы.
Как отразятся возможные меры на отношениях Москвы и Лондона? Комментарий Георгия Бовта:
Георгий Бовт политолог, журналист «Мне кажется, что хуже уже трудно придумать. Это кардинальным образом не ухудшит отношения с Англией: они отвратительны, могут быть еще хуже, но, мне кажется, поток негатива в отношении как российских предпринимателей, так и страны в целом столь велик, что это будет очередной ушат помоев, но внутри России он будет воспринят уже сдержанно, мы уже выработали некую привычку к подобным действиям. Что касается каких-то санкций в отношении фигурантов этих, то они возможны, конечно, но тоже тут нет ничего удивительного. Даже если бы не раскрыли, санкции все равно могли бы ввести, это зависит от отношений России и США прежде всего и от того, как они будут складываться в ближайшие месяцы. Если они будут еще больше ухудшаться, то, в принципе, нет предела давления на страну и предпринимателей. Администрация Трампа уже показала, как она может действовать, введя санкции против Дерипаски, Вексельберга и других российских крупных предпринимателей, затронув примерно 10-15% российской экономики одним указом фактически. Потом они отъехали назад, в принципе, дали понять, что могут еще 15% так же жахнуть, потом 30% и так далее».
По данным Times, в поддержку новых мер на будущей неделе выскажется коалиция консерваторов, лейбористов и представителей Шотландской национальной партии. Как заявил один из сторонников законопроекта, депутат правящей Консервативной партии Эндрю Митчелл, Тереза Мэй должна убедиться, что «под британским флагом в любой точке мира не скрываются грязные деньги».
В соответствии с поправкой Лондону придется принудить Британские заморские территории и зависимые территории короны провести реформу прозрачности до конца 2020 года. Как ожидается, голосование по законопроекту состоится 1 мая.
Ранее в Вестминстере объявили о начале парламентского расследования под названием «Российская коррупция в Британии». На первых слушаниях в конце марта депутаты расспросили о российских деньгах в Британии нескольких россиян и экспертов по России — в том числе исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова.
Как заявил председатель парламентского расследования, глава комитета британской Палаты общин по международным делам Том Тугендхат, Вестминстер намерен изучить вопрос о том, как сделать так, чтобы Кремль больше не использовал Лондон в коррупционных целях. Парламентские расследования в Великобритании могут длиться от месяцев до нескольких лет.