Олег Табаков: малоизвестное об известном
Лента новостей
Не стало мэтра. Табаков руководил «Табакеркой» и МХТ имени Чехова. Это известные факты. А что еще было в его биографии?
Скончался Олег Табаков. Ему было 82 года. Вечером в понедельник к портрету артиста, установленному в окне МХТ имени Чехова, начали приносить цветы. Прощание пройдет в театре 15 марта, а после его похоронят на Новодевичьем кладбище.
Первый инфаркт у Табакова случился в 29 лет. Последний ребенок родился, когда ему было 72. Одно из своих интервью Олег Табаков дал Business FM в 2015 году, тогда было его 80-летие, и МХТ открывал сезон спектаклем «Юбилей ювелира», поставленным Константином Богомоловым.
Табаков сам выбрал произведение, и там он будто сыграл самого себя — человека преклонных лет, который четко осознает, что пришел к финалу жизни, но достойно и бесстрашно смотрит в лицо смерти. Табаков в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу сказал: «Приближающийся уход из жизни безжалостен. Он заставляет быть честным». А выбор в качестве режиссера Богомолова объяснял просто: «По таланту»:
— Сюда, в МХТ, на спектакли Константина Богомолова приходили люди, которым не нравились некоторые политические аллюзии, которые они видели в этих спектаклях...
— Вы знаете, я отношусь к этому спокойно. Я работаю не только за деньги, потому что хватает.
Когда случился скандал с «Тангейзером», Табаков одним из первых сказал: нельзя даже думать о том, чтобы возбуждать дела из-за произведения искусства. Когда пришли за Кириллом Серебренниковым, Табаков поддержал режиссера, и, хотя он не делал громких заявлений перед журналистами, было ощущение, что театральные мэтры действуют негласно. Это вылилось в заявление Союза театральных деятелей и лично Александра Калягина о том, что идет кампания по дискредитации культуры и что театральные деятели тоже готовы задавать вопросы власти.
Вскоре после этого Владимир Путин предложил поменять систему закупок для учреждений культуры. Олег Табаков по поводу Серебренникова и Богомолова говорил, что «главное — найти дарования и помочь им встать на ноги, а потом какое-то время спину им прикрывать, вот тогда будет все нормально»:
— А вашу спину часто ли прикрывали или приходилось самому думать, чтобы в эту спину...
— Вы знаете, я довольно рано встал на ноги. Нехорошо, может быть, так говорить, но вот уже 60 лет, ну, чуть меньше, может быть, я выхожу на сцену, еще не сказав ни слова, а зритель начинает аплодировать.
— Это и есть спина?
— Да, у меня защищена спина.
Так было не всегда — начало 1980-х годов, например, было тяжелым временем для Табакова: он уезжал в Финляндию, где читал лекции студентам Хельсинкской театральной академии и поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы»:
— В Wikipedia про вас написано и не только, еще в студенческих дипломах пишут «во время запрета на профессию». Что это был за запрет?
— Запретили мне профессию, потому что считали, что я разлагаю идейную целостность моих учеников.
— То есть запретили преподавать?
— Да.
— И отправили разлагать в Хельсинки.
— Это само собой.
— А что же послужило причиной тогда?
— Наверное, то, что я гнул свое.
«Запрет на профессию» закончился, и после этого уже официально заработала «Табакерка», позже Табаков возглавил МХТ имени Чехова, сыграл около сотни ролей в театре и кино. Как говорил сам Олег Табаков, «меняется социально-экономическое устройство государства, меняются власти, а я занимаюсь делом».