Авиаторы ставят рекорды по закупкам новых самолетов
Лента новостей
Авиакомпании наращивают закупки самолетов. Аналитики опасаются, что это может привести к избытку воздушных судов и они будут летать полупустыми
Российские авиакомпании ставят рекорды по закупкам самолетов. Парк пополняют практически все отечественные перевозчики. В 2017 году российские перевозчики закупили 142 самолета, пишет газета «Коммерсантъ». Самые популярные — узкофюзеляжные суда.
Аналитики связывают такую активность с быстрым ростом пассажиропотока и авиарынка в целом, но опасаются, что это может привести к избытку самолетов — они будут летать полупустыми. Это также грозит новыми банкротствами на авиарынке, считает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак:
Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании Infomost«Мы ожидаем, что в этом году поступит до сотни новых лайнеров, что означает большой рост. Есть ли в этом опасность? Да, конечно, есть. Мы уже неоднократно видели, что неконтролируемый рост провозных мощностей провоцирует ценовые войны, общее снижение рентабельности перевозок. В результате, конечно, слабые игроки начинают вылетать с рынка. Так было и с группой AiRUnion во главе с KrasAir. Так было с «Трансаэро», так было с «ВИМ-Авиа», но очевидно будет еще кто-то. Что касается популярных моделей самолетов, это узкофюзеляжные самолеты семейства Boeing-737 и Airbus А-320 — самые популярные самолеты в нашей стране. И какое-то количество широкофюзеляжных самолетов приходит: Airbus А-330, Boeing-777. Это то, что у нас уже летает».
Рост пассажиропотока действительно внушительный. В 2017 году он увеличился на 17%, если сравнивать с годом ранее. Этого никто не ожидал, но радоваться рано, считает главный редактор портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:
Алексей Синицкий главный редактор портала «Авиатранспортное обозрение» «Самолеты растут из-за того, что растут перевозки. С чем это связано? Причина непонятна. Можно было бы сказать, что это связано с ростом благосостояния населения, но это не так. Никакие реальные доходы не увеличиваются у населения. Если рост ВВП 1-1,5%, соответственно, разумный рост перевозок, обоснованный ростом ВВП, как это во всем мире происходит, был бы с коэффициентом 2-2,5. Это было бы, допустим, несколько процентов, но не 17%. Высказываются разные гипотезы по этому поводу, но убедительного объяснения нет. Отчасти авиакомпании борются за свою рыночную долю, начиная очередной виток, это не то чтобы ценовые войны. Так или иначе, цены снижаются. У нас, с одной стороны, все разговаривают про то, что билеты какие-то очень дорогие, с другой стороны, авиакомпании-то все работают в убыток. Почти все. Предполагается, что 2017 год тоже будет убыточным. Объемные показатели, сколько перевезли людей, не главное. Главное, сколько авиакомпании на этом заработали. Зарабатывать не получается».
По прогнозам, динамика расширения авиапарка в последующие два года снизится до 30 самолетов в год, поскольку спрос на авиаперевозки замедлится. Уже в январе 2018-го рост составил только 14% против 20% годом ранее.