Спор с «Нафтогазом»: как «Газпром» будет защищать свои права?
Лента новостей
В российской компании не согласны с решением Стокгольмского суда по делу о транзите и намерены «защищать свои права всеми доступными способами»
«Газпром» отказался начать с 1 марта поставки газа «Нафтогазу». Российский концерн получил оплату мартовских поставок, но вернул ее из-за несогласованности дополнительного соглашения к контракту. Об этом сообщил журналистам зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев.
Ранее в компании отметили, что не согласны с решением Стокгольмского суда по делу о транзите, по которому «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» 2,5 млрд долларов. При этом сообщается, что арбитраж отклонил требования украинской компании об увеличении тарифа на транзит и изменении контракта в соответствии с украинским законодательством.
«Газпром» считает, что с учетом итогов двух разбирательств с «Нафтогазом» по поставкам и транзиту возник существенный дисбаланс, нарушающий базовые принципы шведского права, которым регулируется контракт. Арбитраж повел себя асимметрично, что стало неожиданностью для России, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко:
Александр Собко аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» «Нафтогазу» были фактически прощены обязательства по «бери или плати», соответственно, логично, что симметричное решение должно быть по отношению к «Газпрому» в контексте «качай или плати» по невыборке транзитных условий, особенно учитывая то, что «бери или плати» было прописано в контрактах намного более четко по сравнению с «качай или плати»: штрафы напрямую не прописывались, просто указывался годовой объем транзита, и далее сказано, что все это должно ежегодно прописываться дополнительными соглашениями. То есть это не такие жесткие формулировки, как контракты на поставку газа. Ситуация симметричная, а арбитраж повел себя достаточно асимметрично, и поэтому, я думаю, это стало неожиданностью для «Газпрома». Есть второй момент: «Нафтогаз» хотел пересмотреть формулу цены на транзит, и в этой части арбитраж справедливо оставил все по-прежнему. Это плюс для «Газпрома».
В «Газпроме» заявляют, что будут защищать свои права всеми доступными способами. Какие возможности есть у российской компании?
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Оспаривание в государственном суде представляется маловероятным. Решения Стокгольмского арбитража крайне редко отменяются. Для этого должны быть нарушены регламент суда или процедура, но в данном случае, как я понимаю, с учетом уровня сторон и юристов, которые их представляли, это маловероятно. Встанет вопрос, что означает это решение для «Газпрома». Если «Газпром» добровольно не исполнит данное решение, то истец будет вправе принудительно приводить в исполнение данное решение, в частности в Российской Федерации. Вероятность приведения этого решение в исполнение очень высока, несмотря на личность ответчика. Что будет, если он не исполнит? У Стокгольмского арбитража нет приставов, которые ходят и исполняют принудительно. Нужно в каждой стране привести его в исполнение, именно на территории страны, в том числе и в РФ, либо же привести в исполнение там, где есть какие-либо активы. Мне представляется, что в данном случае после попытки апелляционного обжалования в государственном суде Швеции «Газпром» все-таки не будет доводить до принудительного исполнения».
В 2014 году «Газпром» и «Нафтогаз» подали иски друг к другу в Стокгольмский арбитраж. Украина хотела в том числе ретроактивного изменения цены, взыскания переплаты за газ и отмены условия «бери или плати». «Газпром» требовал оплатить задолженность за уже поставленный газ, компенсацию за не выбранный с 2012 года объем и пени за просрочку оплаты.
Суд удовлетворил требования сторон лишь частично. Так, суд обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» 2 млрд долларов за осуществленные поставки, однако снизил годовой контрактный объем закупок до 5 млрд кубометров. При этом условие «бери или плати» сохранилось для 80% этого объема.
Большая часть претензий «Нафтогаза» по переплате была отклонена. Но при этом суд снизил цену на газ, полученный украинской компанией во II квартале 2014 года.
Пеня в случае неуплаты «Газпромом» 2,5 млрд долларов в пользу «Нафтогаза» начисляется с 1 марта, сообщил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. В свою очередь, глава украинской компании Андрей Коболев сказал, что «Нафтогаз» будет добиваться пересмотра тарифов на транзит, несмотря на отказ суда удовлетворить это требование.