Станут ли Балканы европейскими?
Лента новостей
В Евросоюзе возобновились переговоры с представителями Косова и Сербии. Они проходят после визита главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера на Балканы. Среди рядовых граждан Сербии тема вхождения страны в ЕС не слишком популярна
В Брюсселе возобновились переговоры с представителями Сербии и Косова о вступлении в ЕС. Это происходит вскоре после визита в регион главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и публикаций в немецкой прессе, в которых говорилось о возможном принятии в ЕС многих стран региона, а Сербии и Черногории — уже через семь лет.
Но даже если оставить за скобками Косово, тема присоединения к ЕС в Сербии не так уж популярна ни среди рядовых граждан, ни среди многих политиков, говорит журналист загребской газеты «Ютарный лист» Владо Вурешич:
Владо Вурешич журналист газеты «Ютарный лист» «Отношение Сербии к ЕС — если бы был референдум, то вряд ли бы в данный момент он прошел. Где-то 40-45% за и 50% и больше против. Несмотря на то, что их руководство сказало, что стратегия Сербии — это вхождение в ЕС, сербы все-таки, как говорят, сидят на двух стульях между Россией и Европой. Значительная часть населения все-таки смотрит в сторону России, это особенно видно в провинции. Президент Вучич — на него и так постоянно «нажимают» и из Москвы, и из Брюсселя, чтобы он наконец-то ясно и четко определился. Черногория вступила в НАТО в прошлом году. В Черногории общественное мнение показывает: большинство черногорцев за ЕС, но у них специфическая ситуация, потому что в Черногории очень сильные, открыто просербские и пророссийские партии, которые относятся очень евроскептически к переговорам с Брюсселем».
Действительно, на Балканах есть страны более готовые и более стремящиеся в ЕС, такие, как Черногория, а есть такие, которые в Евросоюзе вообще сложно представить. Например, Албания, которую вряд ли в обозримом будущем захотят видеть в ЕС большинство рядовых граждан стран так называемой «Старой Европы».
Они слишком хорошо понимают, какими проблемами для ЕС обернулось принятие таких стран, как, например, Румыния или Болгария. Здесь речь и об экономике, так как необходимы вливания в инфраструктуру, и о политической и культурной традиции, которая часто оказывается, мягко говоря, очень далека от западной.
Мнение граждан Брюссель постарается всеми правдами и неправдами переломить, так как для него речь идет о стратегическом проекте, считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Александр Тэвдой-Бурмули доцент Кафедры европейской интеграции МГИМО «Присоединение Сербии и Черногории в принципе нужно ЕС как элемент стабилизации. С другой стороны, этот регион достаточно важный как некая инфраструктурная зона, поскольку через него идет все-таки один из маршрутов энергоносителей. Другой вопрос, что когда они на это подписываются, они одновременно подписываются и на участие в решении огромного количества вопросов, связанных с внутренней политикой вступающих стран, связанных с подъемом уровня социально-экономического развития и так далее. То есть в этом смысле это немножко похоже на то, что было с Центральной и Восточной Европой. Некоторые страны, уже сейчас понятно, более готовы, например, Черногория или Македония. Некоторые страны находятся дальше от этого — Сербия. Безусловно, прием новых стран в ЕС должен быть апробирован каждой страной. Каждая страна должна по этому поводу учитывать мнение собственного населения. В этом смысле какие-то проблемы могут возникнуть, но не думаю, что в итоге рядовой голландец сумеет перебороть политическую волю своего собственного правительства и Брюсселя в этом вопросе».
В понедельник, 26 февраля, участвующий в переговорах глава МИД Сербии Ивица Дачич заявил журналистам, что его страна не собирается отказываться от Косова ради вступления в Евросоюз.
На прошлой неделе Сербию с официальным визитом посетил Сергей Лавров. Он отметил, что Москва не намерена менять свою позицию по Косову и Метохии, которая изложена в резолюции 1244 Совета безопасности ООН 1999 года. Она предусматривает автономию и самоуправление для региона, но в рамках «Союзной Республики Югославии».