А подписи-то ненастоящие! Кудринский комитет предъявил претензии кандидатам в президенты
Лента новостей
Эксперты КГИ считают профанацией сбор подписей некоторыми кандидатами в президенты. По их словам, это довольно дорогая процедура, но кому-то удалось обойти эти затраты
Эксперты Кудринского комитета гражданских инициатив усомнились в реальности сбора подписей несколькими кандидатами в президенты. Речь о Максиме Сурайкине и Сергее Бабурине.
Сбор подписей авторы доклада КГИ называют «достаточно затратным мероприятием»: необходимо напечатать подписные листы, оплатить нотариальное заверение данных и подписей сборщиков, пересылку подписных листов в регионы и обратно. По данным КГИ из разных штабов, стандартная цена подписи составляла около 100 рублей.
Но судя по данным первых финансовых отчетов и сведений о состоянии избирательных счетов, кандидаты Сурайкин и Бабурин не потратили почти ничего на оплату труда сборщиков. Всего сбор обошелся им в 416,311 тысячи соответственно. Для сравнения, Явлинский потратил на подписи 20 млн рублей, а Собчак — 4 млн.
Максим Сурайкин кандидат в президенты «Вы имеете в виду то, что они с удивлением узнали, что какие-то люди в России могут работать и без убеждений требовать за это деньги, да? Вы это имеете в виду? Ну, я вам могу так сказать. Вот они этим проявили, во-первых, свою полную некомпетентность. Второе: они подтвердили, что могут мыслить как торгаши, только категориями денег. У нас 72 региональных отделения. Партия уже в статусе партии функционирует практически шесть лет. У нас 50 тысяч сторонников и членов партии, то есть даже если бы каждый член собрал по десять подписей, это было бы уже 500 тысяч. Ввиду того, что надо нотариально заверять это, да, и мы решили отобрать наиболее опытных сборщиков из членов партии, сторонников. У нас около полутысячи было сборщиков, и все они были заверены нотариусом. Можно посмотреть. Все они из разных регионов. Но, тем не менее, конечно, в последний момент мы поняли, что еще какое-то количество подписей надо добрать и часть сборщиков получала средства, не такие большие, потому что это тоже сторонники, просто это бедные люди, и мы решили их таким образом просто поддержать».
Что касается Сергея Бабурина, то сбор подписей в поддержку его выдвижения обошелся в небольшую сумму, сообщил РБК его представитель Дмитрий Соин.
Точную цифру он не назвал, но отметил, что «львиная доля подписей была собрана региональными организациями, у которых на первом плане был идеологический мотив».
Константин Калачев руководитель «Политической экспертной группы» «По форме вроде бы все правильно. Да, можно задаться вопросом, почему люди, сдавшие подписи, не указывают расходы на эту процедуру. А формально это все издевательство, потому что, так или иначе, именно эксперты Комитета гражданских инициатив не должны быть на позиции тех, кто создавал массу всякого рода препятствий для того, чтобы кандидаты регистрировались. То есть рассуждать, кто честнее всех собирал подписи, кто собирал подписи нечестно, мне кажется, не очень уместно. Ну, да, допустим, Сергей Бабурин не заплатил сборщикам ни рубля. Ну, да, допустим, нулевые затраты для сборщиков у кандидата «Коммунистов России» Максима Сурайкина. Но могут ли эти сомнения послужить основаниями для каких-то окончательных выводов. Очевидно, что нет».
Впрочем, и сами эксперты КГИ отмечают в докладе, что данные вызывают «обоснованные сомнения в честности сбора подписей в поддержку ряда кандидатов», но эти сомнения «не могут служить основаниями для окончательных выводов».