Стабильность или морковка? Орешкин поспорил с западным бизнесом
Лента новостей
Предметом для дискуссии в рамках Международного форума в Давосе стал российский инвестклимат. Иностранцы говорили о многочисленных административных барьерах, а министр — о возможностях
Министр экономики Максим Орешкин поспорил в Давосе с иностранным бизнесом, предметом стал российский инвестклимат. Один из западных топ-менеджеров привел в пример Турцию, где государство дает стимулы для бизнеса, в первую очередь дешевые кредиты. В ответ Орешкин напомнил, что в Турции из-за этого скачет курс валюты и высокая инфляция — в 2017 году больше 12%. А у нас, подчеркнул министр, инфляция на историческом минимуме — 2,5%. И добавил: «И я не знаю, что лучше, иметь большую долгосрочную предсказуемость или иметь морковку и не понимать, что будет потом».
Также Орешкин сказал, что в России найдется место для любой отрасли обрабатывающей промышленности. Иностранцы ответили министру, что в России много барьеров и каждый раз кто-то говорит бизнесу «нет».
Спор Орешкина с западным бизнесом напомнил внутренний российский экономический спор, который идет не первый год. Столыпинский клуб ждет от государства дешевых денег. Оппоненты, во главе которых Алексей Кудрин, выступают за стабильную низкую инфляцию. Business FM опросила представителей реального бизнеса.
Сергей Майоров председатель Совета директоров Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия» «Сдерживание инфляции вымогает деньги из экономики, то есть обескровливают экономику. Это один из способов снижения инфляции, и бизнесу он точно такой не нужен. У бизнеса должны быть доступные деньги. И пусть будет инфляция выше, чем в развитых странах, но для развивающейся экономики — это нормально. Где мы сегодня видим при низкой инфляции высокие темпы развития? Все равно это как-то должно коррелироваться, но я категорически против дорогих денег, потому что, допустим, возьмем машиностроение. Как сегодня на, допустим, 15% годовых можно модернизировать и сделать реконструкцию производства при рентабельности машиностроения близкой к нулю? Мы не создаем условия для того, чтобы машиностроение зарабатывало, мы все даже положительные моменты, связанные с курсовой разницей рубля к евро, рубля к доллару, отдали в сырьевую экономику. И у нас тут же выросло сырье, у нас тут же выросла энергетика. И где у нас преференция для машиностроения, чтобы машиностроение заработало и, наконец-то, могло и за счет собственной прибыли развиваться, и могло привлекать средства. Вот каким образом сегодня машиностроение модернизируется. Все оборудование практически импортное, залоговая база — ее, естественно, не хватает. Взять дорогой кредит — себя добить, потому что рентабельность маленькая. Как-то из этого круга же надо выбираться.
Вот что думает об этом Евгений Слиняков, генеральный директор нижегородской компании АО «ПРОМИС», производящей упаковку:
Евгений Слиняков генеральный директор компании АО «ПРОМИС»«Мне как предпринимателю на самом деле большой разницы нет. Я могу работать в любых условиях. В условиях высокой инфляции, в условиях низкой инфляции. Главное, что для меня важно — это стабильность. Если будет стабильно высокая инфляция, я привыкну к этому. Если будет низкая инфляция, я и к этому привыкну. И размер кредитной ставки не так важен. Я помню, приходилось брать и под 200% годовых. Самый главный вопрос — это предсказуемость и стабильность поведения нашего правительства и всех чиновников. И чиновники говорят «нет», почему? Потому что все очень просто. Сейчас большинство компаний, у них установлены цели и установлена система мотивации, и все работает. У государства нет ни целей, соответственно, и у губернаторов, и у их правительств, и нет никакой мотивации. Мотивация только одна — чтобы не наказали и не уволили с работы. А чтобы не наказали, это, значит, ничего не делать. Вот мы сейчас вышли с инициативой построить спортивный комплекс. Так мы уже полгода ходим. И все говорят: «О, здорово! Здорово!». А доходит до документов, тут неправильно, тут категория не та, тут у вас этого не хватает, тут сего не хватает. Я говорю: «Понимаете, это на 70% социальный объект, потому что он до 17 часов вечера будет бесплатно предоставляться школьникам». Они говорят: «Да, все здорово, но нет».
Андрей Бережной, генеральный директор обувной компании Ralf Ringer, считает, что «разумная инфляция» — хорошая тенденция.
Андрей Бережной генеральный директор обувной компании Ralf Ringer «Разумная инфляция, ну, 10% в год, всегда хорошо, потому что люди не откладывают покупку. Если люди начинают откладывать покупку, бизнес останавливается, потому что самое страшное в бизнесе — это не планируемая маржа как точный расчет между стоимостью кредита и стоимостью величины инфляции, а когда ты продать не можешь. А вот низкая инфляция точно не стимулирует людей к покупкам, поскольку завтра может быть дешевле. Это с одной стороны, а с другой стороны я в обстоятельствах супернизкой инфляции никогда не жил. Может быть, я просто не до конца понимаю все прелести этой ситуации».
Также Максим Орешкин назвал одной из главных проблем России нехватку квалифицированных кадров.