Выборы в Чехии: «запутинец» против «антипутинца». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В первом туре выборов победил Милош Земан, но ко второму его шансы практически сравнялись с Йиржи Драгошем. Как могут результаты выборов повлиять на отношения России с Евросоюзом?
Второй тур президентских выборов в Чехии состоится 26-27 января. В него вышли действующий президент Милош Земан и бывший президент национальной Академии наук профессор Йиржи Драгош. Хотя в первом туре Земан с 38% голосов опередил соперника примерно на 12%, сейчас, по опросам, их шансы примерно равны. Какое влияние могут иметь эти выборы на отношения России с Евросоюзом? Комментирует Георгий Бовт
Чехия является парламентской республикой. Президент обладает ограниченными полномочиями. В то же время он может влиять на внешнюю политику и играет заметную роль в определении тематики общественного политического дискурса. Президент выдвигает кандидатуру премьера для утверждения парламентом, назначает руководство Центрального банка.
По мнению многих, Земан, находящийся на своем посту с 2013 года, по факту заметно расширил свое влияние на чешскую политику. Он является едва ли не самым пророссийским политиком в Евросоюзе, выступая за сворачивание антироссийских санкций. Оппоненты ему припоминают, как он назвал присоединение Крыма «свершившимся фактом», призвав Киев договариваться с Москвой.
В 2014 году он был единственным лидером ЕС, кто посетил конференцию на греческом Родосе, организованную тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным, против которого Запад ввел персональные санкции. В ответ на критику со стороны посла США Земана за посещение юбилейного парада Победы в Москве он закрыл для него двери своей резиденции в Пражском граде.
Земан придерживается жестких антииммигрантских настроений, выступает за укрепление отношений с Китаем. Его оппонент Драгош считается проевропейски ориентированным, в гораздо большей степени устраивающим нынешнее руководство ЕС.
Согласно сложившейся недоброй традиции, нынешняя кампания в Чехии также не обошлась без обсуждения «российского фактора». Собственно, большинство западных масс-медиа эти выборы так упрощенно и подают: «друг Путина» — против проевропейски ориентированного профессора химии. Политический дискурс в такой подаче опростился до примитивного черно-белого.
Земану уже пришлось выступать с опровержениями о том, что, дескать, опять имеет место вмешательство России в выборы. Причем опровергать всерьез, опираясь на авторитетные заявления спецслужб. Драгош же, наоборот, всячески пытается тему вмешательства Москвы эксплуатировать, заявляя о том, что в октябре 2017 года российские спецслужбы якобы повлияли на исход парламентских выборов. Как это сейчас водится, конкретных доказательств данного тезиса Драгош привести не удосужился.
Исходя из того, что вмешательство русских во всякие выборы везде, где только можно, это самоочевидная истина и доказывать ее не надо. К этому добавляются заверения в приверженности традиционным западным, евро-атлантическим ценностям — и вот вам готовый кандидат, который «за все хорошее». Наверное, упрощение дискурса до примитивной альтернативы: либо «за Путина», либо против — страшно удобно.
При этом подразумевается, что если политик выступает за улучшение отношений с Россией, то это неспроста. Так себя в подаче некоторых западных масс-медиа может вести человек либо глубоко порочный, либо конкретно коррумпированный.
Относительно Милоша Земана уже вброшена тема о том, что якобы еще в конце 90-х — начале 2000-х годов он, будучи премьером, был причастен к некой мутной схеме урегулирования выплаты советского долга Чехии через одну из компаний-прокладок Falcon Capital, связанную якобы тогда с Алексеем Кудриным и тогдашним главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом.
Дело это уже давно забыто, хотя в свое время даже стало одной из причин импичмента президента Литвы. Но посвежее ничего не нашлось. И хотя данную сделку на предмет ее коррупционности именно со стороны Чехии неоднократно проверяли сами чешские спецслужбы, не найдя в ней ничего в этом смысле криминального, в новой ситуации демонизации российского руководства пресса считает, что сгодится и однажды уже употребленный компромат.
Если дальше так пойдет, то уже скоро для того, чтобы «замочить» какого-нибудь кандидата на выборную должность в европейской стране, достаточно будет опубликовать его совместную фотографию с Путиным, сделанную во время какого-нибудь официального политического форума.