Юмашев и Волошин рассказали Авену об обстоятельствах первого выдвижения Путина в президенты
Лента новостей
В книге «Время Березовского» опубликованы развернутые интервью двух человек, которые находились центре событий в конце 90-х. До сих пор они никогда не рассказывали о том, как все было
Книга Петра Авена «Время Березовского»: в ней впервые появились развернутые интервью двух людей, которые были в центре событий в конце 90-х и которые до сих пор никогда не рассказывали о том, как все было. Это Валентин Юмашев и Александр Волошин. Из их интервью и ряда других, представленных в книге, можно узнать, как происходило самое первое выдвижение Путина на пост президента.
Уже не первый раз участники событий рассказывают, что Березовский как раз к выдвижению Путина никакого отношения не имел. Он сыграл большую роль в создании партии «Единство», это правда. Но Путина выбрал преемником лично Борис Ельцин, ни с кем это не обсуждая.
Причем, как рассказывает Юмашев, это могло произойти еще в 1998 году, когда будущий президент и сам работал на Старой площади. Сначала в контрольном управлении, а потом несколько месяцев первым замом. Кстати, по словам Юмашева, в администрацию Путин попал по совету Анатолия Чубайса. И за короткий срок Ельцин оценил Путина, рассказал Юмашев.
Валентин Юмашев экс-руководитель администрации президента «Ельцин не собирался уходить в декабре 1999-го. Но в августе он все-таки принимает решение, что нужно это делать раньше. Я думаю, спусковым крючком были события в Дагестане, когда чеченские сепаратисты вошли в Дагестан. Он понял, что нет возможности дальше тянуть с Путиным. Он Путина считал номером один еще в момент снятия Примакова. Но он его не ставит по определенным причинам. 1998 год, Путин стал первым замом. Первый зам гораздо больше общается с президентом, готовит все поездки напрямую, общается по разным вопросам, когда главы администрации нет. Летом он стал директором ФСБ. И в момент, когда Кириенко предложил, чтобы Путин возглавил ФСБ, Борис Николаевич согласился, потому что он его уже совершенно по-другому увидел, узнал».
По версии Юмашева, Ельцин мог сразу назначить Путина премьером. Но тогда казалось, что экономический кризис затянется надолго. Никто еще не знал, что экономика достаточно быстро начнет подниматься. И Ельцин решил, что Путин «сгорит».
«В какой-то момент он думал о Степашине» — это уже слова Александра Волошина. Но Ельцин в нем не чувствовал силы бороться. А надо было бороться. Выбирать преемника можно, когда у президента рейтинг в 60-80%. А если его популярность 4%, то кого бы он ни выбрал, это условный выбор, говорит Волошин. Это, скорее, возможность для человека стать популярным и самому всего добиться.
Самый яркий эпизод — это встреча Ельцина и Минтимера Шаймиева за месяц до назначения Путина премьером. Ельцин пытается переубедить главу Татарстана объединять его партию «Вся Россия» с движением «Отечество». Этот альянс во главе с Примаковым и Лужковым — главный соперник на предстоящих выборах. Шаймиев уходит от прямого ответа.
Александр Волошин экс-руководитель администрации президента «В какой-то момент Ельцин, смотрю, начинает злиться — потому что не получается. Злится — и, смотрю, сосредоточенно что-то про себя думает, думает, думает, думает. А Шаймиев что-то говорит. А он, по-моему, даже не очень внимательно слушал. Подумал, потом прервал его и говорит: «Минтимер Шарипович, ну давайте я вам сейчас скажу одну вещь, но только между нами. А вы мудрый человек и дальше поступайте, как хотите». Итак, это говорит Борис Николаевич в конце июля 1999 года. «Через какое-то время я отправлю в отставку правительство Степашина, и премьер-министром России станет Владимир Владимирович Путин. А потом он станет президентом Российской Федерации. В общем, это все, что я хотел вам сказать», — говорит, вставая, Борис Николаевич. — «Я желаю вам успехов, Минтимер Шарипович». Жмет ему руку, разворачивается и уходит».
Волошин говорит, что в ходе этого разговора он и сам впервые услышал о решении Ельцина сделать ставку на Путина. Юмашев, судя по его интервью, знал об этом раньше. Шаймиев был абсолютно обескуражен, продолжает Волошин. И уже после в личной беседе президент Татарстана говорит: такого быть не может. Он хорошо относится к Владимиру Владимировичу, но он никому неизвестен.
Через полгода «Единство», которое поддержал Путин, с треском разобьет на выборах «Отечество — вся Россия». А еще через пару недель Путин будет впервые поздравлять россиян с Новым годом. Что было главное для Ельцина при выборе Путина, спрашивает у Волошина Авен. Полезный опыт в силовых структурах, потому что шла война в Чечне. Управление экономикой пятимиллионного Петербурга. Ельцин видел Путина не коррумпированным, честным и работящим. Вот оно и сложилось, резюмирует собеседник.