Россия несет обширные военные потери в Сирии?
Лента новостей
Две атаки с промежутком в несколько дней. СМИ сообщают, что на российскую базу в Сирии снова совершена атака. В этот раз — беспилотниками неизвестного происхождения. Что нужно делать России, чтобы обезопасить военный объект?
Российская авиабаза Хмеймим в сирийской провинции Латакия якобы вновь атакована. Русская служба BBC со ссылкой на несколько источников в Сирии сообщает, что базу атаковали с помощью беспилотников неизвестного происхождения.
Если данные подтвердятся, то это будет уже второй за неделю атакой на базу. Первый эпизод в российском Минобороны признали лишь через несколько дней и только после публикаций в СМИ.
Информацию о возможной атаке беспилотников в министерстве пока не прокомментировали. Эксперты говорят о необходимости возвращения части контингента для защиты базы.
Об атаке на российскую базу сообщили новостное агентство Orient News, Сирийский совет по надзору за правами человека, издание Arab21, а также ряд сирийских журналистов в Twitter. Появились даже фото беспиолотника.
Если атака была и на фото действительно тот аппарат, с помощью которого ее осуществили, получается, что российская авиабаза стала целью для самодельного самолетика. На фото — конструкция из моторчика, деревяшек и изоленты. На этот раз новостей о том, что российской базе был нанесен какой-либо ущерб, не поступало, однако наблюдателей тревожит то, что если нападение имело место, то это уже вторая атака на Хмеймим за неделю.
Обстрел авиабазы 31 декабря официально подтвердили в Минобороны России, правда, только через несколько дней и лишь после того, как об атаке рассказали СМИ. База действительно не идеальна. Ее разбили на базе обычного гражданского аэропорта курортного городка Латакия. До войны сирийцы прилетали туда купаться в море, рассказывает военный корреспондент РЕН ТВ Валентин Трушнин:
Валентин Трушнин военный корреспондент РЕН ТВ «Авиабаза Хмеймим расположена в поселке Хмеймим, который находится не в самой Латакии, а в двадцати с небольшим километрах от Латакиии, то есть нужно ехать на автобусе минут тридцать. Со всех сторон она окружена частным сектором — это деревенские домики, сады, огороды. Когда начиналась операция, перед ВКС России стояла дилемма — либо использовать уже существующий аэропорт со всеми его недостатками, либо строить в чистом поле новый».
Недостатки не только в том, что рядом жилая застройка, но и в том, что база наверняка хорошо просматривается с гор. При этом тот факт, что за три года есть только одна официально подтвержденная атака на базу, говорит о том, что российские военные успешно справлялись со всеми недостатками расположения объекта.
После вывода части контингента возникли проблемы, и сирийцы, очевидно, не справляются, говорит старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Он же рассуждает о том, кто мог стоять за нападением или нападениями:
Борис Долгов старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН «Это боевики из различных группировок оппозиционных, не игиловских, ранее аффилированные с ИГИЛ, а теперь они сами по себе действуют. И, действительно, сирийская правительственная армия не способна, возможно, полностью контролировать ситуацию в этих районах, поскольку этих боевиков достаточно большое количество. И поэтому, да, действительно, охрана, оборона российских объектов в Сирии должна быть, конечно, усилена».
О том, как именно нужно усилить защиту, рассуждает доктор военных наук, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:
Константин Сивков доктор военных наук, военный эксперт «Усиливать ее надо, чтобы исключить возможность применения по базе минометов среднего и крупного калибра. Для этого необходимо будет нарастить силы и средства разведки, в первую очередь, возможно, развернуть дополнительные подразделения, обеспеченные беспилотниками, создать сеть датчиков перемещения объектов по этой территории и, конечно же, регулярное патрулирование боевыми вертолетами. То есть это потребует дополнительных сил и средств. Естественно, потребуется усиление обороны базы за счет развертывания там батальона либо морской пехоты, либо спецназа».
Подробнее о местном населении и о том, возможно ли проникновение на эту территорию диверсантов, Business FM рассказал военный журналист Роман Сапоньков:
Роман Сапоньков военный журналист «Это жители, алавиты, естественно, возможно, среди них есть и сунниты, которые, как в самом начале гражданской войны, были нелояльны режиму. Но та территории, она всегда, с самого начала гражданской войны 2011 года и по сей день была лояльна режиму. И оттуда, с этой именно территории, между Латакией и Тартусом, это ядро, сердце сирийского режима, скажем так. После начала участия российских Воздушно-космических сил в Сирии упор был сделан на то, чтобы к северу от Латакии, на севере провинции Латакия боевиков как можно дальше отогнать в горы. И у них пропала даже теоретическая возможность обстрела базы. Если в конце 2015 года теоретически они могли залезть на самую высокую вершину и расположить под удачным углом и достать, то потом просто не стало вариантов у них. После начала опять же гражданской войны вся Сирия покрылась сетью блокпостов, по дороге, когда едешь от Дамаска до Тартуса, до Латакии, проезжаешь, наверное, полтора десятка блокпостов, на которых местных жителей жестко проверяют: открывают багажники, смотрят сумки, проверяют документы. Документы должны соответствовать определенной территории. Соответственно, если ты едешь на машине с номерами Алеппо или, не дай Бог, Ракки какой-нибудь, то тебя либо завернут, либо сдерут очень большие деньги или как минимум еще и обыщут. Поэтому проверки местных жителей существуют, но так как это Восток, все покупается: документы, проезд через блокпосты. Я не говорю, что с оружием прям проехать можно, но, по крайней мере, местные жители едут спокойно. И теоретически к востоку от Хмеймима начинается провинция Хама, и там за горным перевалом уже сидят боевики. Оттуда, в принципе, можно проползти диверсионной группе».
Предыдущая атака на базу Хмеймим состоялась 31 декабря. В результате нападения погибли двое российских военнослужащих. Сообщение газеты «Коммерсантъ» об уничтожении семи военных самолетов в Минобороны назвали фейком. Официально в министерстве признали лишь повреждение техники.