После жалобы Путину на дело о GPS и корове в России пересматривают обвинения в шпионаже
Лента новостей
Этим занялась Генеральная прокуратура. Речь идет о делах, фигурантов которого заподозрили в незаконном обороте технических средств. Таковым могут признать как GPS-трекер для поиска животного, так и ручку с диктофоном
Обновлено в 13:10
Генпрокуратура пересмотрит дела о шпионских устройствах. Ведомство начало масштабную проверку всех уголовных дел о незаконном обороте технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Об этом RT сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. По его словам, проверка дел, находящихся в производстве у следователей, может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Итоги будут подведены в 2018 году.
Речь идет о GPS-трекерах или, например, о ручках с камерами или диктофонами. Ведомство заинтересовалось этими делами после пресс-конференции Владимира Путина. Тогда журналист RT задал главе государства вопрос об уголовном преследовании фермера, который купил GPS-трекер для своей коровы, которая отбивается от стада:
— В Курганской области судили за незаконный оборот спецсредств многодетного фермера, за GPS-трекер, который он прикрепил к своей корове. Дело вернули обратно в прокуратуру. Несмотря на то, что дело по-прежнему рассматривается, по моим данным, в прошлом году больше 200 человек по этой статье было осуждено. Что вы по этому поводу думаете?
— Я даже не понял, за что. Что использует GPS без оплаты, что ли?
— Он заказал в Китае устройство, которое прикрепил к корове, потому что она от стада отделялась.
— А это запрещено? Надо платить за это, а он не платит?
— Есть статья, по которой можно привлечь человека к уголовной ответственности.
— Я даже не знаю, что есть такая статья. Обязательно посмотрю, в отношении и статьи в целом, и этих конкретных людей, о которых вы сказали. По поводу того, что нельзя прикрепить к корове — первый раз слышу. Котам, я даже знаю, привинчивают GPS и ГЛОНАСС, чтобы не потерялись. Я не понимаю, в чем проблема, связанная с коровой. Или он должен платить — не платит, сделал это как-то подпольно? Ну, наверное, это нужно как-то отрегулировать, я постараюсь это сделать.
За последние два года в СМИ появилось множество сообщений о возбуждении подобных уголовных дел. Два года назад дело завели на члена политсовета партии ПАРНАС Наталью Пелевину. Правоохранители нашли у нее ручку со встроенной камерой.
Наталья Пелевина член политсовета партии ПАРНАС «Ручка с камерой была изъята из моей съемной квартиры, это было во время первого обыска. У меня было такое дело, по которому меня пытались привлечь, — «Болотное дело», небезызвестное, по которому дальше меня не перевели в статус обвиняемой. По крайней мере, во время обыска было много чего изъято, и в частности была изъята вот эта, продающаяся во всех интернет-магазинах столетней давности, не мною приобретенная сувенирная ручка. И дело возникло уже только год спустя по этой ручке. До сих пор эта ручка фигурирует в моем деле. То есть дело до сих пор открыто, я до сих пор являюсь обвиняемой по этой статье, об обороте так называемых технических средств. В общем, продолжения пока никакого не было. Дело заведено было почти два года назад».
Кто чаще всего попадает под действие этой статьи и что по ней грозит обвиняемым? Комментирует ведущий юрист Роскомсвободы, руководитель Центра цифровых прав Саркис Дарбинян:
— Естественно, таких историй становится все больше и больше. Прежде всего, это истории, которые касаются обычных пользователей, обычных граждан, которые решили себе на Alibaba, либо на Amazone заказать какие-то товары из-за границы, и при получении этих товаров на таможне, собственно, ни о чем не догадывающимся гражданам предъявляют нарушение уголовного законодательства, которое быстро перерастает в уголовную статью. Естественно, это вызывает огромное количество вопросов, так как большинство устройств, которые покупают пользователи в иностранных онлайн-магазинах, это устройства, облегчающие быт, и, как правило, устройства, которые позволяют контролировать кому-то собственных животных, кому-то — иметь возможность контроля над няней в своем доме. И, естественно, пользователи не могут знать, какой именно список устройств запрещен к ввозу в Россию, потому что какой-то очерченный список в настоящее время отсутствует, что нельзя провозить в Россию, заказывать в онлайн-магазинах, и любое приобретение технических средств, позволяющих осуществлять скрытую видеосъемку, рассматривается с точки зрения ФСБ и с точки зрения правоохранительных органов как состав преступления, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
— Какая ответственность ждет этого гражданина за подобную посылку, за ручку, скажем с камерой?
— Сегодня статья написана довольно-таки жестко: это ограничение свободы на срок до четырех лет, либо принудительные работы и штраф до 200 тысяч рублей. Поэтому, на самом деле, статья, нельзя сказать, что настолько легкая, что остается незамеченной в случае применения.
В начале года в отношении обвиняемого в экстремизме и оскорблении чувств верующих за игру в Pokemon Go в храме блогера Руслана Соколовского возбудили дело о незаконном обороте техники для негласного получения информации. Тогда у него при обыске нашли ручку с видеокамерой.