Россия в новой доктрине США: мнение авторов может не совпадать с позицией Трампа?
Лента новостей
Чем стратегия национальной безопасности Белого дома отличается от подхода предыдущей администрации и стоит ли к ней относиться всерьез?
Глава Белого дома 18 декабря представил свое видение внешнеполитической стратегии США. Суть нового курса Дональд Трамп описал любимым выражением Рональда Рейгана — «Мир благодаря силе». Что ждать Москве от новой американской доктрины нацбезопасности?
Сперва нужно определиться с тем, что именно считать официальной доктриной США. С одной стороны, есть выступление Трампа: в нем он назвал Москву и Пекин «соперниками» и «конкурентами», с которыми все же нужно сотрудничать. С другой стороны, есть официальный документ на сайте Белого дома, где Россия и Китай названы «ревизионистскими державами», которые «чужды ценностям США».
В любом случае это куда мягче, чем позиции предыдущей администрации, которая в свое время ставила Россию в один ряд с ИГИЛ и Эболой, отмечает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв:
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ «Само понятие «ревизионистской державы» — это все-таки некоторый отход от позиции конгресса, который включил Россию в один ряд с Ираном и Северной Кореей, то есть в разряд стран-изгоев. Здесь более реалистичный взгляд на Россию, которая, да, добивается определенного пересмотра политики, связанной с американским доминированием. Рассматривать это в качестве более жесткого подхода я бы не стал. Рейган начинал с «империи зла», с необходимости увеличения американских военных расходов, и он увеличил расходы в два раза, а в результате закончилось переговорами и так далее».
Наблюдатели отмечают, что тексту доктрины не следует уделять слишком много внимания. Deutsche Welle даже выносит эту мысль в заголовок: «Новая стратегия Трампа: особо не вчитывайтесь». Согласно публикации, твиты президента играют едва ли не большую роль во внешней политике США. Кроме того, в документе не хватает конкретики, отмечает обозреватель BBC и писательница Кэти Кэй.
«Что именно США намерены делать для решения таких проблем, как Северная Корея, Китай, займет ли Вашингтон более жесткую позицию в торговых отношениях с Пекином и что конкретно будет сделано по российскому направлению? Были и явные провалы: ни слова о российском вмешательстве в американские выборы, изменение климата больше не называется ключевой угрозой нацбезопасности. И ничего не сказано о том, что права человека являются направляющим принципом американской внешней политики».
Как отмечает вице-президент центра New America и аналитик CNN Питер Берген, подготовкой стратегии занимались советник Трампа по нацбезопасности Герберт Макмастер и глава Пентагона Джеймс Мэттис. Оба известны как внешнеполитические «ястребы», но при этом не сторонники военного вмешательства.
Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «Раньше Запад обращал внимание на проблему политических институтов, права человека, а на сегодняшний день ставится именно задача победы, если так можно выразиться, в экономическом соревновании. Сюда же еще приплюсовывается стратегия экономического изматывания России в гонке вооружений. Она тоже прослеживается очень четко».
Любопытный момент: CNN спросил советника американского президента Майкла Энтона, полностью ли Трамп читал свою 70-страничную доктрину национальной безопасности. Тот не смог ответить.