16+
Среда, 6 ноября 2024
  • BRENT $ 75.54 / ₽ 7369
  • RTS840.60
24 ноября 2017, 13:36 Финансы

Дума приняла бюджет: регионам пообещали «беспрецедентную» поддержку

Лента новостей

Это документ, определяющий действия на ближайшие три года. «В этом году должен закончиться Резервный фонд», — напоминает экономист Андрей Чернявский. Какой бюджет приняла Госдума? Можно ли говорить, что это «бюджет роста»?

На пленарном заседании Государственной думы РФ.
На пленарном заседании Государственной думы РФ. Фото: Анна Исакова/фотослужба Госдумы РФ/ТАСС

Обновлено в 18:53

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2018-2020 годы. Подробности приводятся на сайте нижней палаты парламента.

Согласно документу, в следующем году доходы бюджета составят чуть более 15 трлн рублей, расходы — 16,5 трлн, дефицит — 1,3% ВВП.

Как заявил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, впервые за три года Госдума принимает бюджет роста. Документ предусматривает рост экономики на 2%, рост зарплат и денежного довольствия военнослужащих. «Все это подкреплено денежными средствами», — сказал Володин.

Депутат от «Единой России» Андрей Макаров заявил: «Это бюджет, который является доказательством того, что спад экономики преодолен. Начинается реальный рост экономики. Начинают реально расти зарплаты людей». Кроме того, он сообщил о «беспрецедентной» поддержке регионов.

Впрочем, проект бюджета поддержали не все фракции. Думские коммунисты были против. Заместитель руководителя фракции КПРФ Валентин Шурчанов заявил, что нынешний бюджет не решает проблемы развития. Представитель «Справедливой России» Александр Ремезков, в свою очередь, сказал, что сокращаются расходы — они в три раза ниже доходов.

«Пострадали в первую очередь социалка, здравоохранение, культура. Опять не выполняется налоговый мораторий, опять повышаются акцизы, неналоговые платежи, растет нагрузка на бизнес», — заявил Ремезков.

Можно ли сказать, что Госдума приняла бюджет роста? Вот что говорит ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский:

Андрей Чернявский ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики «Бюджет, который обсуждается сейчас, можно по-разному характеризовать, но чем он точно не является, так это бюджетом роста. Потому что основная задача, которая ставится на ближайшую трехлетку, — это задача завершения бюджетной консолидации и приведения доходов и расходов бюджета в некоторое соответствие. У нас кончаются наши суверенные фонды, в этом году должен закончиться Резервный фонд. Само Министерство финансов поясняет, что, по его мнению, проведение этой консолидации создает условия для экономического роста. Такой нормализованный бюджет позволит расти экономике, но не сейчас, не в сам момент консолидации, а после ее завершения. Действительно, в бюджете предусмотрена индексация заработных плат и денежного довольствия для государственных служащих и военнослужащих, но нельзя сделать вывод, что это бюджет роста. По сути, в 2018 году у нас идет сокращение расходов в соответствии с этим бюджетом даже в номинальном выражении, в реальном выражении это сокращение будет более сильным, и предусмотрена экономия по всем направлениям, где только возможно».

Согласно проекту бюджета, в 2018 году дефицит составит 1,3% ВВП, доходы превысят 15 трлн рублей, расходы — 16,5 трлн. Документ комментирует заместитель начальника центра макроэкономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич:

Максим Петроневич заместитель начальника центра макроэкономического прогнозирования Газпромбанка «В принципе, те показатели, которые заложены в макропрогноз и на которые опирается бюджет, можно сказать, достаточно сбалансированные в том плане, что они не выглядят слишком пессимистично. Даже наоборот, в той части, которая касается нефтегазовых доходов, те цены, которые заложены там, это порядка 44 долларов за баррель, являются очень консервативной и осторожной оценкой. И, в принципе, мне кажется, нефтегазовые доходы — это та часть бюджета, за счет которой доходы в следующем году могут существенно превысить те плановые показатели, которые заложены в бюджет. В то же время в части, касающейся внутренней экономики, возможно, заложенные параметры несколько более оптимистичны. Прежде всего, это касается инфляции. Так, в проект заложен рост инфляции на 4%. Очевидно, что та низкая траектория инфляции, на которой мы находимся сейчас, — по итогам с середины ноября инфляция опустилась уже на уровень ниже 2,5%, и с большой вероятностью инфляция в 2018 году останется ниже целевого уровня, установленного Центральным банком. А это значит, что уровень доходов в экономике будет несколько ниже. И, соответственно, уровень собираемости внутренних налогов, таких как налог на прибыль, НДС, он также будет несколько ниже, возможно, чем те показатели, которые заложены в бюджете. Однако в целом, безусловно, позитивный эффект от роста нефтегазовых доходов многократно перекроет ту возможную недостачу, которая может произойти по внутренним налогам».

В закон о бюджете заложен переход с 2018 года на новое бюджетное правило. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель и подлежит ежегодной индексации на 2% со следующего года.

Госдума рекомендовала правительству в ходе исполнения федерального бюджета рассмотреть, получится ли выделить средства по ряду направлений, если появятся дополнительные доходы. В основном это касается регионов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию