«Роснефть» о публикации про допросы Сечина: «Мы где вообще судиться собираемся, в BBC? Это позор какой-то»
Лента новостей
«Роснефть» сомневается в подлинности информации ВВС о допросах Сечина. Представитель нефтяной компании Михаил Леонтьев назвал преступлением утечку подобных сведений
Обновлено в 11:15
В «Роснефти» прокомментировали утечку BBC о допросах Игоря Сечина по делу экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. В публикации ВВС говорится, что глава нефтяной компании рассказал следствию, как Улюкаев попросил «отблагодарить его» за одобрение сделки по покупке «Башнефти» двумя миллионами долларов. Как утверждается, по версии Сечина, глава Минэкономразвития не только «показал ему два пальца», но и устно уточнил, «что данный жест соответствует двум миллионам долларов США».
ВВС добавляет: Сечин отметил, что содержание разговора не слышал никто, но сам факт встречи могут подтвердить сотрудники службы безопасности «Роснефти». Как утверждается, это следует из полученных ВВС копий протоколов допросов Игоря Сечина. Официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев в эфире Business FM поставил под сомнение подлинность документов ВВС:
Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «Начнем с того, а с чего вы взяли, что это подлинный документ, заслуживающий уважения? Его появление, как с точки зрения фактической, так и с логической, никак этому не соответствует. Поскольку слив такого рода документов из судебного дела является, в общем, преступлением, а защита от фальсификаций нулевая. При том что смысла никакого в этом нет. Эти документы должны быть в ближайшее время точно зачитаны, установлены, проанализированы в ходе гласного судебного процесса. Поэтому здесь даже журналистского подвига нет, а есть просто какое-то свинство сплошное. И с какой радости BBC у нас стала судебной инстанцией? Понимаете, здесь, собственно, содержание комментировать невозможно, можно комментировать только саму ситуацию, которая с самого начала процесса и дальше все более является просто превращением судебной процедуры в цирк. Мы где вообще судиться собираемся, в BBC? Это просто позор какой-то».
Утечку Business FM прокомментировала и адвокат Улюкаева Дареджан Квеидзе. Сторона защиты также поставила под сомнение содержимое предполагаемых протоколов допроса Сечина:
Дареджан Квеидзе адвокат «Я не знаю, почему Русская служба BBC такое сообщила, мы такой информации не давали. А показания Сечина я пока комментировать не могу. Только из того, что было оглашено в суде, следует... вы же видели, допрашивали (менеджера службы безопасности «Роснефти») Деревягина, допрашивали корреспондента Life.ru. Вот они говорили, что не видели, что показывал Улюкаев два пальца. Это из допросов, может быть, они что-то сделали. Но почему Деревягина запросили? Потому что вы же присутствовали в процессе и слышали, что задавали Деревягину вопросы, поскольку на него было указано, что он мог это слышать. И я не помню, чтобы Сечин говорил такое, что никто не видит. Я не знаю».
Тем не менее, если допустить достоверность опубликованных материалов, получается, что слова Игоря Сечина могут оказаться единственным непосредственным доказательством вымогательства взятки, ведь другие люди при разговоре не присутствовали. В пользу защиты говорят и обнародованные на этой неделе результаты повторной психолого-лингвистической экспертизы. По заключению эксперта, на записи разговора Сечина с Улюкаевым не слышно, чтобы бывший министр понимал, что получает взятку.
С учетом результатов экспертизы и допущения о достоверности утечки ВВС каким может стать приговор Улюкаеву? Рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Александр Забейда управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Сейчас невозможно достоверно сказать или даже с какой-то долей вероятности предположить то, каким же все-таки будет приговор. Его судья будет выносить в совещательной комнате, оценивая именно всю совокупность доказательств по делу. Понимаете, мы же с вами не видим полностью все материалы дела, это вот какие-то вбросы такие проходят. Если бы были конкретные протоколы... И чтобы мы могли прямо оценить, без запятой, что называется, потому что иногда юристы записывают показания, то есть можно одни и те же показания записать двумя разными способами, которые будут полностью искажать смысл этих показаний. А вот просто отдельные какие-то цитаты или выдержки — я бы не стал с какой-то долей достоверности сейчас утверждать то, как судья оценит то или иное доказательство. Есть шансы, что и приговор будет смягчен, если доказательств будет недостаточно, есть шансы оправдания. Тут это вообще гадание на кофейной гуще с учетом того, что это дело можно рассматривать не только с точки зрения правовой составляющей, но и с точки зрения политической составляющей, поэтому говорить здесь сейчас и прогнозировать то, что это все-таки может быть, я думаю, очень преждевременно. Будем запасаться попкорном».
Под вопросом остается и участие в процессе Игоря Сечина. Глава «Роснефти» трижды не прибыл в суд для дачи свидетельских показаний. Его присутствие может оказаться значимым фактором для успеха обвинения, комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «ЗКС» Денис Саушкин:
Денис Саушкин управляющий партнер адвокатского бюро «ЗКС» «Надо не забывать, что Игорь Иванович еще не появился в зале суда. Его показания, данные в ходе открытого судебного заседания, могут отличаться от тех, которые он дал на предварительном следствии. Они могут быть более развернутые, более детализированные. Поэтому целесообразно дождаться явки Игоря Ивановича в суд, и посмотрим, какие он показания даст там. Если свидетель не является на судебные заседания, то его показания могут быть оглашены только лишь с согласия защиты, если это свидетель обвинения. Если сторона защиты не будет согласна с оглашением этих показаний, они не могут быть оглашены и, соответственно, положены в основу приговора. Если действительно так, что, кроме него, никто не видел факт каких-то договоренностей, если они имели место, тогда, действительно, у обвинения довольно большие проблемы, потому что в делах, связанных со взяткой, большое значение имеют именно намерения лица. Поэтому, если в ходе судебного заседания не будет установлено, за что именно что-то передавалось, тогда здесь состава взятки нет».
Сам Улюкаев утверждает, что это Сечин позвонил ему и пригласил в офис компании. Такой же вывод можно сделать из обнародованных аудиозаписей их разговоров.
Согласно утечке ВВС, по словам Сечина, при встрече с Улюкаевым он «обозначил взятку» словами «объем собрали»; министр же не задавал «никаких вопросов» и «удивления относительно получения от меня тяжелой сумки с деньгами не высказывал». «О содержимом сумки и необходимости ключа к ней не интересовался, что однозначно указывало на его полную осведомленность о цели визита в «Роснефть» и содержимом сумки», — сказано в показаниях, опубликованных в прессе.