Посмотреть на макеты и 3D-проекции планов застройки территорий, попавших в программу, сможет любой желающий, рассказала Business FM глава ведомства Юлиана Княжевская
Расселение первых домов по программе реновации в Москве может начаться в конце 2017 — начале 2018 года, заявила Business FM председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Для этого было решено использовать 12 уже ранее построенных домов.
Как будут выглядеть конкретные кварталы реновации, жители смогут увидеть на публичных слушаниях. А в ближайшее время власти представят общественности работы финалистов конкурса, который Москомархитектура объявила весной этого года.
В интервью обозревателю Business FM Ивану Медведеву глава ведомства Юлиана Княжевская рассказала, когда москвичи увидят проекты и 3D-проекции кварталов реновации.
Проект реновации наиболее активно обсуждался еще до своего официального старта. К 1 августа по большей части самых острых вопросов были даны разъяснения, и с тех пор наступило некоторое затишье, как раз с момента официального старта программы реновации. Тем не менее, судя по заявленным срокам выполнения программы, работа, как мне кажется, должна идти буквально 24 часа в сутки, потому что сроки сжатые. Новостей давно не было. Что сейчас происходит и что делается?
Юлиана Княжевская: Сейчас у нас в программе 5 тысяч 177 домов. Мы подобрали около 210 площадок для размещения стартовых жилых домов. В работе у нас еще дополнительно находится 171 площадка, и это не окончательно, площадки рассматриваются — часть исключается, часть добавляется. Весной мы объявили архитектурный конкурс на разработку пяти экспериментальных территорий по реновации. Поступили многочисленные заявки, и мы отобрали 20 финалистов, которые спроектировали пять пилотных экспериментальных территорий в районах Кузьминки, Головинский, Царицыно, проспект Вернадского и Хорошево-Мневники.
Можно где-то увидеть эти 20 проектов — победителей данного этапа?
Юлиана Княжевская: Поскольку сейчас продолжается конкурс, было принято решение перед подведением итогов жюри провести общественное обсуждение с профессионалами, общественными деятелями, жителями этих районов. Само общественное обсуждение продлится два месяца и будет проходить на 2-й Брестской, дом 6.
После того как кто-то из этих 20 компаний победит, будет выбран один проект?
Юлиана Княжевская: Нет, пять экспериментальных площадок.
Тем не менее районов реновации больше пяти, как тогда проектов пять. Насколько универсальными они должны быть, чтобы удовлетворить потребности всех остальных районов?
Юлиана Княжевская: Прежде всего, они будут применены в тех кварталах, для которых были разработаны. А те проекты, которые будут с точки зрения градостроительства применимы на других территориях в кварталах реновации, мы возьмем за основу. Там, где они не подойдут, могут быть взяты элементы этого экспериментального проекта либо подход, который применялся.
В общем и целом картинка сложится уже сейчас, в ближайшее время?
Юлиана Княжевская: Да, жители смогут посмотреть, как будут выглядеть кварталы реновации, будущие дома, как будет организована внутриквартальная застройка, внутридворовые территории, благоустройство.
Парковки?
Юлиана Княжевская: Естественно, парковки в наземном исполнении, в подземном, в отдельно стоящих гаражах. Это все можно будет увидеть именно в рамках этих общественных обсуждений.
Это будет что-то похожее на шоу-рум будущих квартир на ВДНХ? Это можно будет посмотреть, потрогать?
Юлиана Княжевская: Совершенно верно, это можно будет и посмотреть, и потрогать, там будут выставлены макеты.
Ранее глава Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин в одном из интервью говорил, что проекты планировки территорий должны будут сдаваться с эскизом. Что это значит и зачем нужен эскиз?
Юлиана Княжевская: Эскиз застройки позволит любому жителю увидеть, как будет выглядеть его будущий дом, сад, поликлиника, где будут проходить дороги именно в его квартале реновации. И второй момент, для чего нужен: чтобы очень точно определить объем застройки самого дома, будущую квартирографию и сформировать волновое переселение. То есть эскиз застройки как раз покажет, какой дом первый строится в квартале, какой второй, какой третий.
Жители сносимых пятиэтажек больше всего интересуются вопросом, когда же они смогут увидеть эти эскизы. Есть какой-то график их появления?
Юлиана Княжевская: Да, документация будет разрабатываться сразу на все пять тысяч домов, которые попали в программу реновации. Все проекты планировок мы должны подготовить до 1 августа 2019 года. Но они подготовятся не все сразу, а постепенно, поэтапно, исходя из масштаба самого проекта планировки. Сегодня принято решение о разработке проектов планировок для первоочередных 86 территорий. В эти 86 территорий вошли три тысячи домов, а на оставшиеся две тысячи домов будет разработана иная градостроительная документация, но она будет также разработана параллельно с разрабатываемыми проектами планировок. Мы планируем, что в конце I квартала 2018 года на публичные слушания выставят первые десять проектов планировок.
Я помню возмущение в соцсетях жителей домов, которые не являются памятниками архитектуры, но мне врезались в память слова о том, что эти четырехэтажные дома строили немцы, они очень качественные, лепнина на фасаде и так далее. Эти дома, которые не являются памятниками, попали в программу реновации. Что будет с ними?
Юлиана Княжевская: Эти дома будут сохранены. Мы на базе Общественной палаты создали рабочую группу, куда вошли представители и Департамента культурного наследия, и Комитета по архитектуре и градостроительству, и общественного движения «Архнадзор». Мы просмотрели все дома, и в итоге получилось, что 218 домов точно сохраняются. То есть они обладают именно архитектурной, исторической, градостроительной ценностью, и во всей документации они уже пойдут как сохраняемые дома, они не будут снесены. Но жители, которые участвовали в программе реновации, естественно, будут участвовать в переселении.
То есть дома останутся, а жители оттуда поедут в новые дома?
Юлиана Княжевская: Совершенно верно.
И что будет в домах, которые сохранились?
Юлиана Княжевская: А дальше эти дома мы будем приспосабливать под современное использование территории. Во-первых, их отремонтируют, приведут в надлежащее техническое состояние, а дальше уже с учетом ситуации: либо мы приспособим их под нежилые цели, либо под социально-культурные, бытовые нужды жителей — дома культуры, физкультурные объекты.
Но жильем это уже не будет? То есть нельзя будет жителям этих домов рассчитывать на то, что их на какое-то время отселят, дом полностью отремонтируют и потом их пригласят обратно?
Юлиана Княжевская: Нет, такой задачи у нас не стоит.
Много скептиков по программе реновации говорят о том, что программа рассчитана на 15 лет. Идет предвыборный год, многие опасаются, что все пойдет ударными темпами, а потом все это может кончиться. Что вы можете ответить людям, которые так думают?
Юлиана Княжевская: Я не думаю, что так будет. Первая программа реновации стартовала в 1994 году, сейчас она завершается. Никто при этом программу не остановил, люди переселялись, обязательства у города были.
Но очень сложно сравнивать эти программы по объемам и срокам.
Юлиана Княжевская: Согласна. И по бюджету тоже их сложно сравнивать. Но на сегодняшний день любая государственная программа всегда подкрепляется бюджетом города. Самый главный гарант — это мэр Москвы, который гарантировал жителям, что программа не остановится, она будет идти и даже наберет темпы в ближайшие три года.