Правила игры на строительном рынке Подмосковья резко ужесточились
Лента новостей
Руководство Минстроя Московской области 18 ноября провело встречу с застройщиками Подмосковья, по итогам которой было запланировано несколько строгих нововведений
В субботу, 18 ноября, состоялась встреча руководства Минстроя Московской области с застройщиками, работающими в Подмосковье. На момент публикации материала было известно, что пресс-служба областного Минстроя готовит пресс-релиз, посвященный итогам встречи. Впрочем, застройщики, участвовавшие в ней, свои выводы уже сделали.
Интересно, что на 18 ноября также был запланирован массовый поход дольщиков Подмосковья в Администрацию президента для заявлений по проблемам долгостроев. Случайное это совпадение или нет, оно явно знаковое: Подмосковье — лидер по числу проблемных объектов, и министр строительного комплекса Московской области Максим Фомин явно не намерен мириться со сложившимся положением. Изменят ли его запланированные нововведения и в какую сторону — большой вопрос, говорят девелоперы.
Для начала несколько озвученных на субботней встрече цифр. Согласно статистике, на данный момент в Московской области предложение превышает спрос в 2,6 раза. На контроле в министерстве находится 81 объект, из которых 54 называются контрольными, а 27 признаны проблемными. Для справки: это почти шесть тысяч пострадавших граждан. Чтобы не допустить появления новых обманутых дольщиков, министерство предлагает создать единую систему онлайн-скоринга, выработать критерии работы с МКД — многоквартирными домами, а также ввести контроль на этапах выдачи разрешительной документации.
При этом, по оценкам участников рынка, сигнал «стоп» по разрешительной документации уже включен для многих проектов — не только заявленных, но и строящихся и даже готовых к вводу, в частности потому, что на федеральном уровне появился ряд законодательных изменений, которые, как это часто бывает, породили определенные нестыковки. Например, широко известная история с регулированием строительства по соседству с аэропортами: новые правила введены, кажется, с 1 июля, но, как уверяют застройщики, в Роспотребнадзоре регламента выдачи разрешений на подобное строительство нет по сей день.
По словам девелоперов, прежнее руководство областного Минстроя считало так: разрешение выдано, договоры долевого участия заключены — значит, надо вводить объект по заданным параметрам. Позиция нынешнего руководства куда жестче: есть у тебя документ, нет его — неважно; если в разрешение на строительство вносятся корректировки, значит, надо получать новое разрешение. Что при этом делать с объектом, непонятно: старое разрешение не действует, новое получить очень непросто, то ли сносить, то ли перестраивать, а обманутые дольщики тем временем множатся.
А теперь смотрите, говорят застройщики. Момент получения исходно-разрешительной документации (ИРД) наступает через пару лет после появления идеи проекта. Вы арендуете землю, шесть-восемь месяцев готовите проект планировки, согласовываете внешний вид объекта, проходите градсовет — все это небыстро, непросто и недешево. И вот, когда вы пришли за ИРД (официально оформляется за семь рабочих дней, но все закладывают 15), вдруг выясняется, что надо досогласовать это, подтвердить то, принести еще пару бумажек. Словом, месяцев на шесть вы из процесса выпали. Строительная цепочка рвется, и проект начинает «плыть».
Отдельной строкой в планах Минстроя Московской области стоит пункт — провести анализ реализации проектов, соблюдения сроков и исполнения обязательств. Провести и взять на карандаш все компании, которые были или будут замечены хоть в одном из перечисленных ниже прегрешений:
- нарушен срок передачи объекта по первоначально заключенным договорам долевого участия (ДДУ);
- имеется факт продления разрешения на строительство объекта;
- прогнозная дата ввода объекта, по данным Госстройнадзора, позже срока, первоначально зафиксированного в ДДУ, или срока окончания действующего разрешения на строительство;
- зафиксированное Госстройнадзором отставание от календарного плана строительства, указанного в ПОС (проекте организации строительства), более чем на шесть месяцев;
- отсутствие, по данным Госстройнадзора, извещения о начале строительства в течение более шести месяцев после даты выдачи первоначального разрешения на строительство;
- неисполнение сроков инвестиционного соглашения;
- прогнозная дата ввода социальных или проблемных объектов, по данным Госстройнадзора, позже срока их ввода, установленного в инвестиционном соглашении;
- вызывает вопросы финансовая устойчивость застройщика (на основании баланса).
Для понимания, что ждет провинившихся, лучше дождаться официального пресс-релиза. А пока многие девелоперы, вышедшие с субботней встречи, раздумывают, не пойти ли им торговать помидорами. Резкая смена правил игры по ходу пьесы обычно к таким мыслям и приводит.