Харассмент в России — просто набор букв?
Лента новостей
История с сексуальными домогательствами в США из разговоров переходит в правовое русло. На Харви Вайнштейна подали в суд. Могла бы подобная ситуация произойти в России?
На Харви Вайнштейна подали в суд. Девушка, пожелавшая остаться неизвестной, обвинила кинопродюсера в двух случаях изнасилования. Харассмент из сферы публичных заявлений переходит в правовое русло. Как с этим в России?
Тема сексуальных домогательств сложна, потому что о ней молчат. Если бы не «заслуги» Харви Вайнштейна в США, молчали бы и дальше. Но уж если в открытом Голливуде о приставаниях и принуждении к сексу упоминать стыдно и страшно, то что говорить о России? В нашей стране наказания за харассмент не прописаны — закона нет. Есть только понуждение к сексуальной связи путем шантажа, давления, угроз — 133 статья УК. То есть можно спокойно вести скользкие разговоры и щипать за попу подчиненных.
Смоделируем российскую ситуацию: продюсер и молодая актриса. «Милая, вот эта роль будет твоей в обмен на постель». Как назвать это непристойное предложение? Отвечает старший партнер Московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» Александр Добровинский:
Александр Добровинский старший партнер Московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» «Есть изнасилование, есть хулиганство, может быть. Но такого, как домогательство, нет в том аспекте, в котором это есть там. Я не понимаю, как это перевести на русский язык точно. Приставание? Это что такое? А приставать, что, можно или нельзя? Не подпадает ни под одну статью приставание. Вымогательство тоже не годится. «Ты мне сделаешь это, иначе я тебе не дам роль» — тоже не подойдет. Потому что российское законодательство состоит в том, что действительно можно принудить к каким-то сексуальным отношениям, но доказать как? Она говорит: «Подожди секунду, я сейчас включу запись». Ну о чем мы говорим?»
Под защитой от домогательств в России только дети. К примеру, пристань Кевин Спейси не к Энтони Рэппу, а к российскому семикласснику, получил бы 12 лет строгого. Другое дело, что жалобы на харассмент появляются спустя иногда десятки лет. Но даже без единого доказательства уже можно разрушить жизнь человека. Тут Россия и Штаты отличаются.
Александр Трещев адвокат «Количество поданных исков по харассментам, особенно по сексуальным, каждый год в Америке росло на 60%. К чему это привело? Это привело к неразумной судебной практике, когда подача иска уже означает урон репутации человеку, в отношении которого подается этот иск или распространяется информация. Даже не имея никаких судебных решений о своей вине, не имея реальных доказательств, человек уже страдает, ему наносится репутационный урон, риски. В российской действительности аналогов таких нет. Поэтому у нас это не носит массовый характер».
Судя по российским соцопросам, около 9% граждан сталкивались в своей жизни с сексуальными домогательствами. Это те, кто заявил об этом открыто. И цифра за последние десять лет уменьшилась на 3%.