16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 74.60 / ₽ 7652
  • RTS788.69
24 ноября 2017, 12:30 Компании

Зеркало экономики: о чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге?

Лента новостей

О чем говорит статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: РЖД

Погрузка на сети РЖД за десятый месяц выросла более чем на 4,5% по сравнению с ноябрем прошлого года, а грузооборот на железной дороге вырос также по сравнению с аналогичным периодом 2016-го почти на 6%. Если подвести итоги за январь — октябрь текущего года, то погрузка выросла на 3%, а грузооборот прибавил 6,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Коротко о лидерах. Это, как и следовать ожидать, зерно — плюс 14,5%: у нас в этом году новый рекордный урожай. Также в авангарде идут каменный уголь и удобрения, что связано с хорошей рыночной конъюнктурой. Аутсайдеры тоже не поменялись: по-прежнему в минусе строительные грузы, что связано с общим охлаждением экономики и высокой конкуренцией.

В этот раз обратим пристальный взгляд на другой важный сегмент — контейнерные перевозки. За 10 месяцев перевозки груженых крупнотоннажных контейнеров по сети РЖД увеличились почти на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысили 2 миллиона 160 тысяч в двадцатифутовом эквиваленте. Растут перевозки всех видов продукции. Это касается и экспорта, и импорта, и внутренних направлений.

Алексей БезбородовАлексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства Infranews «Стали расти снова автокомплектующие очень резко в импорте, стали расти лесные грузы, это пиломатериалы в первую очередь. Потихоньку растет бумага, растут метизы в импорте и во внутреннем сообщении, растут электроника, компьютеры, электронные комплектующие для компьютерной техники в импорте и транзите. Это связано с укреплением экономики, а контейнерный рост обычно обгоняет укрепление экономики в 2-3 раза, это такое обычное явление для таких расчетов. Плюс ситуация на самом деле достаточно интересная, потому что контейнерные перевозки в рамках РЖД — это бизнес, который на сегодняшний день конкурирует с автотранспортом вполне осознанно, вполне зряче, конкурирует, понимая своего конкурента, поэтому здесь и рост, и потоки осознанно идут».

Сухая статистика говорит сама за себя. Контейнерные перевозки лесных грузов в январе — октябре выросли на 28,5%, автомобилей — более чем на 61%. Химические и минеральные грузы выросли почти в 2 раза, а сельхозмашины — почти в 3 раза. Это цифры без разбивки по направлениям (экспорт, импорт, внутренние перевозки и транзит). Но понятно, что если говорить о лесе, то это в первую очередь поставки за рубеж, а если об автомобилях, то импорт или транзит. Однако те же машины и комплектующие уходят из России и на экспорт.

«Фасованные минеральные сложные удобрения, химические удобрения, определенные химические компоненты. Некоторое количество автомобильных комплектующих у нас уходит на сегодняшний день на экспорт и так далее. Поэтому, в принципе, этот поток идет, он постепенно налаживается, у нас начинается поток пищевых товаров, достаточно много. Идет много и зерна затаренного, и муки затаренной в контейнерах. Все это связано и с курсовыми вещами, и с санкционными вещами. Но при этом работают и российский экспортный центр, и масса других организаций, и РЖД старается подгонять своих операторов в этом направлении, поэтому процесс идет».

О преимуществах контейнерных перевозок не стоит долго говорить, они хорошо известны. Это герметичность, надежность, приспособленность для других видов транспорта. Именно поэтому так важно, что этот вид перевозок по железным дорогам растет. За 10 месяцев года в контейнерах перевезено больше, чем за весь 2016-й. При этом стоит отдельно упомянуть транзит. В абсолютных показателях он занимает небольшую долю в общем грузообороте. Но важно, что речь идет именно о контейнерном транзите, замечает аналитик.

«Цифры роста двузначные почти по всем позициям, кроме внутренних перевозок. Но и во внутренних перевозках тоже 8-процентный рост, что, в общем, значительно выше, чем все остальные росты в перевозках по российским железным дорогам. Нет сомнений, что на сегодняшний день, если брать тонно-километровый оборот, то у нас получается, что сегодня в тонно-километрах контейнеры — это 6% от грузооборота РЖД. А если брать транзит, о котором многие думают, что это пока рекламная история, то сегодня транзит — это 1% от всего грузооборота «Российских железных дорог», именно контейнерный транзит. То есть в тонно-километрах контейнерный транзит — один из ведущих потоков на сегодня становится».

Причем транзит за 10 месяцев года существенно вырос, хорошую динамику продемонстрировал импорт — рост в полтора раза, что, безусловно, связано с оживлением экономики. С этим же связано и то, что продолжается контейнеризация экспорта. Кроме того, растут внутренние перевозки контейнеров, а это треть от всего объема таких перевозок. Поскольку рост везде очень серьезный, то можно сделать вывод, что перевозчик успешно справляется с объемами грузов. Но что будет дальше, есть ли потенциал дальнейшего роста у контейнерных перевозок и каков он? Генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов подводит итоги:

«На самом деле, ситуация достаточно простая, рост будет продолжаться в ближайшие 10-15 лет, до тех пор, пока технологический уклад и у нас, и на Западе не изменится. Поэтому в ближайшие 10-15 лет, скорее всего, контейнеры возьмут позицию в размере как минимум 15-20% от грузооборота РЖД. И, собственно, это и есть перспектива для развития».

И еще раз вернемся к цифре, которую мы приводили в самом начале — рост контейнерных перевозок почти на 24%. Поскольку статистика часто лукавит, то нужно сделать акцент. Это очень честная цифра, потому что речь идет именно о груженых контейнерах, а значит, о перевезенных грузах, дошедших до получателей. Посмотрим, что нам вскоре скажет статистика по ноябрю. Сейчас самое горячее время, поэтому данные будут интересные — мы получим уже близкую к полной картину года. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию