Путин встретился с Медведчуком и поговорил с лидерами Донбасса. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Почти сразу после встречи Путина с украинским политиком лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР обсудили с российским президентом идею обмена пленными с Киевом
Лидеры самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий по телефону обсудили с президентом России Владимиром Путиным идею обмена пленными с Киевом. Это произошло практически сразу после встречи лидера общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктора Медведчука с российским президентом, которая прошла в присутствии также и патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Инициативу о масштабном обмене пленными в ходе встречи выдвинул как раз Медведчук. Встреча Медведчука и Путина состоялась в подмосковной Истре во время посещения президентом Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Какое влияние это может оказать на процесс мирного урегулирования на юго-востоке Украины? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.
Факт проведения встречи в довольно неожиданном составе с участием патриарха дает богатую пищу для предположений относительно ее последствий. Примечательно также и то, что ранее ни о каких прямых переговорах Путина с лидерами самопровозглашенных ДНР и ЛНР никогда не сообщалось.
Некоторые вскоре после широкого освещения российскими массмедиа инициативы Медведчука предположили, что может состояться чуть ли не аудиенция Плотницкого и Захарченко у российского президента. Но это было бы, конечно, явным перебором и означало бы фактическое признание ЛНР и ДНР в качестве самостоятельных международных субъектов.
Зато участие патриарха во встрече, помимо того что оно придало ей повышенную гуманитарную значимость, имеет и чисто практическое политическое значение. Русская православная церковь на Украине находится под постоянным давлением и подвергается нападкам. У нее отбирают церковную собственность, подвергают репрессиям священнослужителей, фактически грозят запретом деятельности на территории Украины. Ввиду такой уязвимости патриарх Кирилл ранее всячески избегал заявлений на тему конфликта на юго-востоке Украины, кроме общих призывов к миру и спокойствию. Воздерживался он и от заявлений, которые могли бы быть восприняты в Киеве как поддержка присоединения Крыма к России, что наверняка было бы использовано в качестве повода для еще больших притеснений РПЦ и даже ее запрета.
Что касается Виктора Медведчука, многие его считают человеком, к мнению которого о процессах на Украине российский президент прислушивается. Кроме того, дочь Медведчука — крестница Владимира Путина, он участвовал в ее крещении в Казанском соборе Санкт-Петербурга в 2004 году. Медведчук был главой администрации президента Кучмы, вице-спикером Рады, затем стал спецпредставителем Украины по гуманитарным вопросам в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе. Именно он курировал обмен пленными. При его участии в мае 2016 года была передана Украине корректировщица огня Надежда Савченко.
Можно предположить, что встреча с Путиным на фоне выдвижения важной гуманитарной инициативы способна повысить политический вес Медведчука в самой Украине. Например, на фоне снижающейся популярности нынешнего президента и постоянных разговоров о том, что в стране могут случиться какие-нибудь внеочередные выборы. Однако это было бы, пожалуй, чересчур смелым предположением. Все-таки до раскрутки Медведчука в качестве одного из лидеров украинской политики еще очень и очень далеко.
Стоит обратить внимание на то, что предложение о новом обмене пленными, после того как таких обменов не было уже более года, может быть своеобразным ответом Москвы на состоявшуюся на днях встречу в Белграде спецпредставителей президентов России и США по Украине Владислава Суркова и Курта Волкера. Последний привез на эту встречу американский план урегулирования в Донбассе из 23 пунктов, из которых российская сторона, по словам Суркова, готова согласиться с тремя. В числе прочего, Волкер собирался передать Суркову письма родственников украинских военнослужащих, удерживаемых в ДНР и ЛНР.
Так или иначе, вопрос об обмене пленными постоянно присутствует на переговорах и в рамках минского процесса. При этом главным пунктом «плана Волкера» было предложение, на котором настаивают США, о размещении миротворцев ООН численностью 20 тысяч человек на всей территории Донбасса, тогда как Россия готова на такое размещение лишь по линии разграничения враждующих сторон, в крайнем случае — для сопровождения и охраны наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в других местах. А вот на международную оккупацию юго-востока Украины, которая фактически станет прикрытием ввода туда украинских войск и соответствующих чисток, Москва совсем не готова.
В данной ситуации предложение провести обмен пленными по принципу «всех на всех» призвано показать со стороны Москвы добрую волю. Однако это не означает, что эта добрая воля простирается до такой степени, что ее можно было бы назвать капитуляцией.