16+
Пятница, 3 января 2025
  • BRENT $ 75.95 / ₽ 7723
  • RTS882.61
13 ноября 2017, 15:16 Право

Факс, почта и пристав не смогли обеспечить явку Сечина в суд

Лента новостей

Глава «Роснефти» 13 ноября не явился на процесс по делу бывшего министра экономического развития. Зато суд заслушал трех свидетелей защиты, в том числе замминистра энергетики Алексея Текслера

Президент-председатель правления НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Президент-председатель правления НК «Роснефть» Игорь Сечин. Фото: Сергей Бобылев/фотохост-агентство ТАСС

Ключевой свидетель обвинения — главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин — 13 ноября не приехал в Замоскворецкий суд Москвы на процесс по делу экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в 2 млн долларов за выдачу положительного заключения по приобретению 50,08% акций «Башнефти». Показания в числе свидетелей защиты дал заместитель министра энергетики Алексей Текслер. Он заявил, что Минэнерго издало отрицательное заключение о невозможности участия «Роснефти» в приватизации в августе прошлого года без указания подсудимого.

Главного свидетеля обвинения Игоря Сечина журналисты ждали с открытием суда. Они приехали за час до начала слушания, однако в 10 часов глава «Роснефти» так и не появился. Опоздал и сам подсудимый. Находящийся под домашним арестом Алексей Улюкаев вошел в зал под вспышки камер с получасовым опозданием. Свою задержку он объяснил тем, что за ним не вовремя приехали сотрудники ФСИН. «Я человек подневольный. Когда за мной приезжают, тогда и еду», — сказал Улюкаев корреспонденту Business FM. На вопрос, готов ли он к встрече с Сечиным, подсудимый не ответил. Зато экс-министр сообщил, что все еще продолжает читать философский роман Франца Кафки «Процесс».

Когда устанавливали явку свидетелей, оказалось, что Игоря Сечина вызывали факсом, почтой и даже отправляли судебного пристава с повесткой к нему на работу, но там отказались ее принимать. Также главу «Роснефти» пытались привести в суд и адвокаты подсудимого. Они направили Сечину телеграмму, но и она осталась без ответа. Не внес ясности в происходящее и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, туманно заметивший, что Игоря Ивановича нет в Москве. По данным источника РБК, глава «Роснефти» с 9 по 11 ноября находился на саммите АТЭС во Вьетнаме, а 13 ноября он должен принять участие в русско-турецких переговорах в Сочи — эту информацию подтвердил «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

На процесс 13 ноября также вызывали сотрудника ФСБ Александра Калиниченко. Однако, как проинформировали суд в службе экономической безопасности ФСБ, тот отбыл в служебную командировку. Впрочем, на заседание все же приехали три свидетеля защиты, но сенсационных заявлений не прозвучало.

Три свидетеля защиты

Первым место за свидетельской трибуной занял заместитель министра энергетики Алексей Текслер. Он сообщил, что принимал непосредственное участие в подготовке сделки по приватизации 50% акций «Башнефти» и даже был председателем совета директоров нефтяной компании.

Алексею Улюкаеву вменяется получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, 14 ноября 2016 года чиновника взяли с поличным непосредственно после того, как он получил кейс с 2 млн долларов от Игоря Сечина «в благодарность» за выданное Минэкономразвития заключение, которое позволило «Роснефти» заключить сделку по покупке 50-процентного госпакета акций нефтяной компании «Башнефть». В противном случае министр якобы угрожал срывать другие сделки компании. Впрочем, сам Улюкаев вину отрицает и утверждает, что в отношении него была совершена провокация.

Отвечая на вопросы адвокатов, Текслер сообщил, что Улюкаев не давал ему распоряжение подготовить отрицательное заключение о возможности участия «Роснефти» в приватизации. Такое постановление Минэнерго издало 3 августа 2016 года. В нем говорилось о «нецелесообразности участия в приватизации «Башнефти» компаний, прямо или косвенно контролируемых государством». По словам Текслера, решение было принято «исходя из позиции вице-премьера Аркадия Дворковича». Адвокаты ранее ходатайствовали о вызове последнего в суд, но их просьбу отклонили.

«Алексей Улюкаев обращался к вам для подготовки этого ответа?» — спросила Текслера одна из защитниц подсудимого Виктория Бурковская. «Нет, не обращался», — сказал свидетель. Позже «Роснефть» все же допустили до сделки, и осенью 2016 года она приобрела 50,08% акций «Башнефти» за 329 млрд рублей.

«Значительные фразы»

Другой свидетель, заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Безменов, по сути, высказался в пользу обвинения. Он рассказал о двух «правках», которые Улюкаев внес в доклад министерства, направленный в правительство для подготовки приватизации. По его словам, министр вычеркнул из доклада две «значительные» фразы из заключительной части. В одной из них говорилось, что участие «Роснефти» в приватизации добавит конкуренции и позволит увеличить стоимость приобретаемых акций «Башнефти».

Также свидетель сказал, что когда уже был заключен агентский договор с компанией «ВТБ Капитал», он слышал высказывания Алексея Улюкаева в СМИ. Тогда министр называл «Роснефть» «ненадлежащим» покупателем, тогда как в ходе других сделок, например при покупке горнорудной компании АЛРОСА, он подобных заявлений не делал. Аналогичные показания ранее в суде дала начальница Безменова Оксана Тарасенко.

Алексей Улюкаев задал свидетелю лишь один вопрос. Он хотел знать, была ли вычеркнутая им фраза подкреплена какими-то экспертными заключениями или расчетами. Свидетель заявил, что «не помнит» этого.

Адвокаты же подсудимого подвергли показания свидетеля критике. Так, защитница Виктория Бурковская обратила внимание суда на то, что «Роснефть» в итоге осталась единственным кандидатом на покупку акций «Башнефти», а другие претенденты отказались от участия в приватизации.

Звонок Сечина

Также 13 ноября суд заслушал показания ведущего советника отдела информационных технологий Минэкономразвития Сергея Волченкова. Он сообщил, что в ноябре 2016 года по просьбе сотрудников Следственного комитета скопировал на флешку всю рабочую переписку Алексея Улюкаева со служебных серверов.

«Судя по переписке, Игорь Сечин сам вышел первым на связь и предложил Алексею Улюкаеву встретиться 14 ноября 2016 года — в день передачи взятки в размере 2 млн долларов», — пояснила Business FM необходимость вызова свидетеля в суд другая защитница подсудимого Лариса Каштанова.

Она напомнила, что о звонке Сечина Улюкаеву сообщила его секретарь Ирина Дютина по электронной почте. «Она написала ему, что звонил Сечин и просил перезвонить», — сказала защитница. Адвокаты считают этот момент важным. Они отмечают, что сам Улюкаев не звонил Сечину, не требовал денег и не напрашивался на встречу, что свидетельствует о его невиновности.

На этом процесс прервали до 15 ноября. Судья Лариса Семенова сообщила, что повторно направит повестки Игорю Сечину и Александру Калиниченко. Защитник Улюкаева Тимофей Гриднев полагает, что со второй попытки глава «Роснефти» все же появится на процессе. «Думаю, он придет. Это мое мнение», — сказал адвокат.

Также в списке свидетелей защиты двое понятых. Они присутствовали при оформлении следственных действий, которые, как утверждают адвокаты, были проведены с нарушением закона. Суд отказался помочь защите в вызове понятых. Впрочем, если защита обеспечит их явку, то их допросят.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию