Грушевский: «Задорнов разрушил идеологические барьеры, это был прорыв»
Лента новостей
Сатирик Михаил Задорнов скончался на 70-м году жизни. Юморист страдал онкологическим заболеванием. Его друзья и коллеги по цеху вспоминают Задорнова как «самобытного, самодостаточного, талантливого человек»
Обновлено 13:45
Умер сатирик Михаил Задорнов. Знаменитый артист скончался на 70-м году жизни. Эту информацию Регина Дубовицкая подтвердила агентству «Москва». «Да, действительно, Михаил Николаевич скончался. Больше ничего не могу сказать, информация неожиданная», — сказала она.
Задорнов долгое время лечился от онкологического заболевания. Год назад ему сделали операцию в берлинской клинике, после чего он проходил курс лечения в одной из частных клиник в Прибалтике. Ранее стало известно, что он отменил все свои концерты.
Рак четвертой степени у Михаила Задорнова обнаружили совершенно случайно. Он потерял сознание на одном из мероприятий, после чего его на «скорой» отвезли в больницу. После проведения всех анализов выяснилось, что опухоль относится к тому же типу, что и у певицы Жанны Фриске, умершей в 2015 году.
Сатирик дебютировал в 1982 году с «Письмом студента». Первую популярность Задорнову принес рассказ «Девятый вагон», который прочитал в программе «Смехопонорама». Это юмористическая зарисовка о том, как советские люди поехали по путевке в Венгрию, но вагон отцепили в чистом поле, потому что по случайности их в поезде оказалось два под одинаковым девятым номером.
В 1990-х годах Задорнов был автором и ведущим известных телепередач, таких как «Аншлаг» и «Смехопанорама». Тогда же он написал книгу «Великая страна с непредсказуемым прошлым». В последние годы главными темами выступлений сатирика были Америка и спор с учеными об этимологии русских слов. Сатирик был удостоен премий «Золотой теленок», «Овация», был награжден орденом Почета. О Михаиле Задорнове вспоминает его коллега по цеху, пародист и актер Михаил Грушевский:
Михаил Грушевский пародист, актер «Два девятых вагона — это, наверно, отправная точка в народной симпатии, а потом и любви к Михаилу Задорнову. Следующий пик пришелся уже на перестроечное время, когда проходили первые зарубежные гастроли Задорнова для русскоязычной публики, живущей в Израиле, в Америке. Его первая реакция была восторженная, это вообще было свойственно многим советским людям, поскольку долго был «железный занавес» и заграничная жизнь представлялась нам в фантазийном свете. Когда Задорнов съездил в свои первые зарубежные поездки, он их описывал с точки зрения ментальности советского человека, который сталкивается с очень необычными, в том числе техническими сложностями западной жизни, и они приводят его в ступор, в какой-то детский восторг. Именно Задорнов дезавуировал или разрушил идеологические барьеры, цензурные, и это был просто прорыв. Я сам был свидетелем, и это было радостное и счастливое освобождение от каких-то идеологических шор. В 90-е годы Задорнов прочувствовал интересную линию, когда он рассказывал о том, насколько мы чрезмерно идеализировали свои фантазии о западном, в том числе американском обществе. Мне кажется, это тоже был прорыв. Мне даже казалось, что он во многом сгущает краски, и не могу сказать, что меня приводил в восторг рефрен о том, какие же они тупые. Но мне кажется, что каким-то образом он прочувствовал определенную узость восприятия остального мира в американском обществе».
Сам Задорнов говорил: «Я был в Америке пять раз. Когда меня спрашивают, как я отношусь к нашим эмигрантам, я отвечаю всегда одно и то же — с чувством величайшей благодарности за то, что они уехали. Потому что если бы в свое время они не разлетелись из Советского Союза по всему миру, я бы теперь не ездил по этому миру с выступлениями». Но отношение сатирика к США менялось. Он в этом признавался в выступлении «Я люблю Америку»:
«Давно я об Америке не говорил ничего. Пора уже, потому что если я о них ничего не скажу, получается, вы зря пришли на мой концерт, люди зря телевизоры включили. Я чуть было не поменял мнение об американцах. Был момент, когда они мне начали нравиться, и я так переживал из-за этого, думаю: а как я выступать теперь буду? Началось это с того, как они выбрали нового президента, какой-то градус здравомыслия проявили. Потом стал переживать, то они тупые, то не тупые... Меня выручил китайский мудрец Конфуций, я прочитал его фразу, мне кажется, она очень подходит: «Только дурак никогда в жизни не меняет своего мнения». Значит, я не дурак».
Ушел из жизни безусловно талантливый человек, говорит писатель-сатирик Виктор Коклюшкин.
Виктор Коклюшкин писатель-сатирик «Есть люди, о которых говорить хорошие и добрые слова очень легко. И Михаил Николаевич таким человеком был. Как у нас проверяются люди? Есть человек — мы его не замечаем, а нет его — и сразу с кем сравнить? Оказывается, Михаил Николаевич был один такой, другого не было и больше не будет: самобытный, самодостаточный, талантливый человек, на которого эстрадники с удовольствием и легко делали пародии, потому что других спародировать невозможно. Он занимал свое место на этой полочке сатиры и юмора, почетное и заметное. Сейчас, если на сцене 20 человек, сцена почти пустая, а когда Миша один выходил на сцену — сцена заполнена. Вот как проверяется человек».
Как рассказывал Задорнов в своих «Мемуарах» (последней концертной программе в 2016 году), после вечера памяти актера и его большого друга Леонида Филатова к нему подошла журналистка и упрекнула его в том, что тот слишком весело себя вел на серьезном мероприятии и рассказывал забавные истории из их с Филатовым жизни. Задорнов ответил, что хочет, чтобы у него на поминках было весело. «Видите, мой друг Максим Галкин. Он согласился бесплатно выступить на моих поминках. Я как раз подбираю место себе для могилы, потому что будет очень много народу. Я сейчас думаю, на какой канал отдать трансляцию моих похорон», — сказал он.
В Москве, возможно, увековечат память сатирика. Как сообщает ТАСС, в Мосгордуме не исключают установления мемориальной доски.