16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.97 / ₽ 7368
  • RTS875.13
30 октября 2017, 01:17 Стиль жизниКультура

В Москве откроют памятник жертвам массовых репрессий

Лента новостей

Новый памятник жертвами репрессий называется «Стена скорби». На его строительство выделили 300 млн рублей. Еще удалось собрать 45 млн пожертвований

Мемориал жертвам политических репрессий «Стена скорби» в Москве.
Мемориал жертвам политических репрессий «Стена скорби» в Москве. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

«Стена скорби» появится на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Московское правительство выделило на его создание 300 млн рублей, еще удалось собрать 45 млн рублей пожертвований.

Мемориал «Стена скорби» высотой с двухэтажный дом. В небо будут устремляться массивные безликие бронзовые фигуры людей, которые сливаются в единую стену, просветы в форме силуэтов оставляют место для тех, кто уцелел. По краям — большие бронзовые полотна, словно стены тюремной камеры, на которых многократно нацарапано слово «Помни!» на разных языках. Вот как рассказывает о памятнике его автор, 72-летний скульптор Георгий Франгулян, чья работа победила на конкурсе из почти 340 участников.

Георгий Франгулян скульптор «Эта тема меня волновала давно, с детства. В 20 лет я, будучи в студенческой экспедиции, оказался на верховьях Камы и наткнулся просто с рюкзаком на остатки лагерей, поселков, куда выселяли. Вы знаете, это было потрясение невероятное. И как-то я всю жизнь провел с этим ощущением. В будущем я знаю, что миллионы людей ожидают этот памятник. Все мы жертвы, в том числе даже оставшиеся в живых. Мы другие были бы. Сам монумент — это коса смерти, зазубренная, которая прошлась... Есть места, которым удалось проскочить. Беспощадная, и она состоит из множества фигур, не портретных, безликих, головы, которые многочисленные, — это слезы. И состояние самой формы, такое тревожное, грустное, печальное, страшное».

Место на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца автор называет прекрасным. «Потоки машин в две стороны, это время назад и время вперед. И репрессии были на каждой улице. В этом тоже символ, что это вот так среди обычной жизни», — говорит Франгулян. Возвести монумент предложили правозащитники, президент идею поддержал. Но, наверняка, найдутся люди, которые используют установку мемориала как предлог, чтобы заявить, что вопрос памяти репрессированным теперь закрыт.

Сергей Пархоменко журналист, автор проекта «Последний адрес» «Мы услышим слова о том, что мы вам памятник поставили, что вам еще надо? И, наверняка, будет попытка, например, убрать Соловецкий камень с Лубянской площади. И, наверняка, будет попытка потребовать, чтобы вот такое важнейшее событие, как церемония возвращения имен, которая каждый год происходит 29 октября, и обычно она происходит возле Соловецкого камня, чтобы эта церемония либо не происходила вообще, либо, если бы и происходила, то принудительно возле этой «Стены скорби».

Но пока одни устанавливают мемориальные таблички на домах жертв репрессий, другие вешают портреты Сталина на дома и столбы. Возможно, этот раскол связан и с тем, что в современной России так и не прозвучало однозначной позиции от властей. Например, в Германии в центре Берлина расположены мемориалы жертвам фашизма, нацистские преступления не скрываются, власти стараются показать, что все осталось в прошлом. В России, по оценкам общества «Мемориал», можно говорить о 13 млн пострадавших от репрессий в советское время. При этом постоянно слышны рассуждения о том, что репрессий не было, или они были не массовые. Буквально этим летом случился скандал вокруг установки мемориальной доски Сталину в Московском юридическом университете. В Кремле тогда прокомментировали, что это часть истории, которая должна восприниматься максимально адекватно.

Накануне у Соловецкого камня на Лубянке прошла акция «Возвращение имен». С десяти утра до десяти вечера участники акции зачитывали вслух имена репрессированных в Москве. Акция прошла в 11-й раз.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию