Премьера оперы «Гензель и Гретель» в Штутгарте прошла под девизом «Освободите Кирилла»
Лента новостей
На премьере в знаменитом театре, которая прошла 22 октября, было ощущение незримого присутствия Серебренникова. Перед началом прошла акция в поддержку режиссера, который должен был готовить эту постановку, но оказался в Москве под домашним арестом
В Штутгарте прошла премьера оперы «Гензель и Гретель», работу над которой не смог закончить Кирилл Серебренников. Театр решил не отменять постановку, несмотря на то, что режиссер находится под домашним арестом. Однако начальную концепцию оперы пришлось изменить.
Девиз премьеры «Гензель и Гретель» — «Освободите Кирилла». На фасаде театра огромная белая растяжка с надписью Free Кirill, везде лежат такие же флаеры, сотрудники оперы одеты в футболки с изображением Серебренникова. Хотя премьера состоялась без режиссера, было полное впечатление его незримого присутствия.
В афише «Гензель и Гретель» Серебренников обозначен как автор идеи. Штутгартская опера готовила премьеру с учетом его наработок, сделанных до домашнего ареста. Однако декорации решили не использовать — они пока находятся на складе и ждут возвращения режиссера. Вместо этого сцену занял оркестр.
Солисты оперы и детский хор выступали не в костюмах, а в своей повседневной одежде. На большом экране транслировали фильм, снятый Серебренниковым в Руанде, в котором все роли исполнили местные актеры. Дети, сыгравшие африканских Гензель и Гретель, приехали на премьеру в Штутгарт и вышли на поклоны со всей постановочной группой.
Мнения зрителей разнятся: от полного восторга до замешательства от увиденного микса африканского колорита и знакомой всем сказки братьев Гримм. «Гензель и Гретель» — еще и популярная детская опера в Германии.
«Мне понравилось. Немного необычно, больше похоже на концертную версию. Но тем не менее все происходящее на сцене очень захватывает».
«Это современная опера, поэтому нужно ожидать какие-то новые приемы. Мы знали, на что мы идем. Никто не ожидал здесь классических костюмов, классической постановки».
«То, что актеры в простой одежде, не отвлекает от видео. Это позволяет сконцентрироваться на видео, которое один из основных элементов спектакля».
«Странные впечатления. Одно с другим совсем не сочетается».
«Актеры в фильме отличные. Но и солисты на сцене тоже. Трудно сконцентрироваться сразу и на одном, и на другом. Плюс музыка. Все вместе смотрится, конечно, мощно и сложно. Такого я не ожидала. Требуется время, чтобы все это переварить».
«Потрясающе! Я в восторге! Один только фильм — это уже огромная работа. Поэтому очень жаль, что режиссер не мог дальше участвовать в постановке».
Многие задаются вопросом: почему именно Африка? В брошюре с либретто к «Гензель и Гретель» приводится несколько высказываний Кирилла Серебренникова. Вот одно из них: «Мы живем в своего рода состоянии войны. И причина этой войны не чей-то фанатизм, а голод и бедность. Одна часть мира невероятна богата, другая, при этом гораздо большая, живет в нищете. И именно в этом заключается опасность».
Своими впечатлениями от работы с Кириллом Серебренниковым делится Инносент Муньешури, который участвовал в съемочном процессе в Руанде:
«Он один из лучших режиссеров, кого я встречал. Работать с ним было просто потрясающе. Каждую секунду я учился чему-то новому. У Кирилла в голове всегда была картинка каждой сцены, как все должно выглядеть, поэтому он просто выходил на съемочную площадку и сразу показывал, чего хотел».
Съемки в Руанде проходили в апреле этого года и значительно увеличили бюджет оперы. «Гензель и Гретель» примерно вдвое дороже других постановок Штутгартского театра. Чтобы опера окупилась, ее нужно показать не менее сотни раз в течение следующих десяти сезонов.