Фестиваль-легенда, преобразивший Россию
Лента новостей
Фестиваль молодежи и студентов, который в этом году проходит в Сочи, — последователь другого праздничного мероприятия, преобразившего СССР. В 1957 году в Советы прилетел голубь мира, несмотря на «железный занавес». Как это было?
Обновлено в 19:46
Владимир Путин дал официальный старт Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Сочи. По словам президента, именно молодое поколение может изменить мир и привнести свои новаторские идеи.
Нынешний фестиваль стал самым представительным за всю его историю и собрал почти 30 тысяч участников из более чем 180 стран.
Владимир Путин президент Российской Федерации «Молодое поколение всегда привносит в мир новаторские идеи, вам свойственны эксперименты, споры. Создавайте свое будущее, стремитесь изменить, сделать его лучше. Все в ваших силах, главное — идти только вперед. А фестивальное братство обязательно поможет вам воплотить в жизнь самые смелые и добрые мечты и помыслы. Объявляю 19-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов открытым. В добрый путь!»
Накануне в Москве прошел парад-карнавал. Несмотря на дождливую погоду, в праздничном шествии приняли участие более 30 тысяч российских студентов и несколько сотен иностранных делегатов. С участниками фестиваля-легенды пообщалась Business FM.
Это событие придумали после войны как слет коммунистической молодежи всего мира, или, по крайней мере, сочувствующей. Идеологию праздника организаторы изо всех сил старались не нарушать, к ним не придраться. Но для советской молодежи, еще недавно плотно закрытой от мира «железным занавесом», он был подобен взрыву. Как «Вудсток» для Америки, только больше, поскольку он изменил не только музыкальную культуру. Хотя иностранцы — их тогда приехало рекордное число, 34 тысячи человек — привезли с собой пластинки, разорвавшие шаблоны, в первую очередь в джазе, говорит джазовый обозреватель Михаил Митропольский:
Михаил Митропольский джазовый обозреватель «Приехало огромное количество молодежи, которая, естественно, в большей степени связана и с музыкой. И оказалось, что есть это, это и это и под воздействием вот этой открытости, как бы не нарочно возникшей, люди начинают играть оригинальную музыку. Никогда до этого не было такого в нашем джазе. В основном то, что происходило в советском джазе, была музыка, которая, так или иначе, базировалась на американской. А вот в это время возникает мысль, а почему бы не сделать что-то свое? Возникают музыканты, в первую очередь это, конечно, восьмерка ЦЕДРИ: Юрий Сергеевич Саульский, Вадим Людвиковский. Музыканты, которые возникли из этой восьмерки — Константин Бахолдин, Алексей Зубов, Георгий Гаранян, все эти музыканты потом составили элиту советского джаза. Оказалось, что можно делать то, чего раньше не было. Вроде бы как за это не сажают, не расстреливают. Это очень было сильное событие, которое породило много чего, в том числе, например, эпоху стиляг. Они слушают «Голос Америки», пытаются находить какие-то пластинки, которые невозможно было тогда купить».
Именно после фестиваля начали играть классику авангарда, и это не возбранялось до знаменитого разгрома выставки современного искусства. А пока на фестивале голова шла кругом от того, что привозили молодые художники из-за рубежа, говорит президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова:
Ирина Антонова президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина «Это все-таки прямо начало «оттепели». Время надежд, которые потом не все оправдались. Понимаете, это было какое-то открытие: такого количества молодых людей из разных стран мы никогда в жизни единовременно не видели в Москве. И сама эта встреча, эти встречи были очень впечатляющие. В Парке культуры и отдыха, там была выставка художественная. И я была ее хранителем. Приехало много молодых людей с картинами, ощущением подъема. Такой глоток свободы! Удивительное событие, почти невероятное. Вообще, наступление нового времени. Это и было то, что называлось «оттепелью».
По словам Ирины Антоновой, незадолго до фестиваля в Москве прошла выставка Пабло Пикассо, и в это тоже невозможно было поверить, как и в гораздо более бытовые вещи. Гости привезли с собой кока-колу и джинсы. А когда они уехали, за иностранной одеждой началась охота, что породило фарцовщиков. Фестиваль перевернул представления о моде. После него женщины массово надели брюки-дудочки и нейлоновые блузки.
Это казалось немыслимым, но прошел кинофестиваль иностранных фильмов. В Советы пришло другое кино. Даже КВН обязан своим появлением голубю мира. Во время праздника транслировали программу «Вечер веселых вопросов». Идею потом позаимствовал Александр Масляков.
Фестиваль 1957 года породил множество мифов. Самый популярный — о том, что спустя девять месяцев после него в Москве родилось подозрительно много мулатов, более 500. Младенцев прозвали «детьми фестиваля». Хотя ученые говорят, что это ничтожно малая цифра для многомиллионной Москвы, миф до сих пор эксплуатирует кинематограф.
Праздник изменил даже транспортную инфраструктуру Москвы — на улицах впервые появились венгерские автобусы «Икарус» и микроавтобусы. Появились новые улицы. Позже в честь события назовут проспект Мира. Под него достроили гостиницу «Украина» и «Лужники». Но увидеть все это великолепие могли не все. Участники проходили конкурсный отбор. «Те, с кем мы общались тогда, сегодня политические лидеры», — говорит вице-президент РАН Геннадий Месяц.
Геннадий Месяц вице-президент РАН «Никаких связей не было. Мы жили-то в Советском Союзе в замкнутом состоянии. И вдруг появляются, так сказать, люди — свободно разговариваешь, встречаешься, обмениваешься адресами. Сейчас все это по-другому глядится, потому что уже другие времена и поездки уже никем не регулируются. Но так получилось, что я в 1957 году был участником. Я еще, кроме всего прочего, был на фестивале в Берлине, в Софии. Я помню, что мы на фестивале в Софии, там вообще: «Кастро! Мау! Хо Ши Мин!» — лозунги, с которым ходили, и все, так сказать, вдохновленные тем, что происходит в Китае. Я с многими людьми общался. И вот эти фестивали, и потом — комсомольские мероприятия. Многие из них потом стали крупными деятелями политическими. Это, в конце концов, тоже какой-то вклад в какое-то более-менее серьезное будущее. Фестиваль — это была придумка, вообще-то говоря, коммунистов. Сейчас же, похоже, это делается под другими флагами».
То, что случилось в 1957 году, по сути, не оставило выбора организаторам глобального молодежного слета в следующем столетии. Нынешний фестиваль молодежи мог пройти едва заметным в череде таких же праздников, если бы не ставка на ностальгию.
В Москву неожиданно вернулся голубь мира, придуманный Пикассо, а также цветная ромашка с глобусом и знаменитые профили людей разных рас. Рожденные в Советах едва сдержат улыбки при виде этих символов. А те, кому за 70, — главные герои ток-шоу на ТВ. Именно их воспоминания делают рейтинг фестивалю 2017 года. Даже не встречи с президентом России, их обещают три. Или с культовым писателем-кутилой Бегбедером.
Разве это сравнится с воспоминаниями москвичей о том, что на фестиваль 1957 года в Москву приезжал никому не известный тогда участник из Латинской Америки молодой журналист Габриэль Гарсиа Маркес?