«Реставраторов» приговорили к «отбытому»
Лента новостей
Довольно мягким приговором завершился процесс по громкому «делу реставраторов». Восемь подсудимых получили от одного года лишения свободы условно до полутора реальных лет. Однако даже те, кому суд назначил реальные сроки, вышли на волю, так как уже отбыли назначенное наказание
Дорогомиловский суд Москвы сегодня, 9 октября, вынес приговор фигурантам громкого «дела реставраторов» — о хищениях более 160 млн рублей при реставрации объектов культуры. Пятеро подсудимых, включая бывшего замминистра культуры РФ Григория Пирумова, получили небольшие, но реальные сроки, еще трое — были осуждены условно. При этом суд освободил ключевого фигуранта и его четверых сообщников от отбытия наказания: они отсидели назначенные им сроки в ходе следствия и судебного процесса.
Оглашение приговора по резонансному делу собрало огромное количество СМИ и родственников подсудимых. Поэтому зал суда не смог вместить всех желающих. На этот случай в соседнем зале была организована телетрансляция. Несмотря на то, что дело «реставраторов» было рассмотрено в особом порядке, и разбирательство заняло всего два заседания, приговор оказался весьма объемным. Его чтение завершилось лишь в семь часов вечера. Судья Галина Таланина разрешила слушать его сидя.
Преступная группа Пирумова
Из него следовало, что заместитель министра культуры Григорий Пирумов являлся организатором преступной группы, созданной «не позднее августа» 2012 года и состоявшей из его подчиненных и коммерсантов. В течение почти двух с половиной лет — с ноября 2012 года до марта 2015 года — соучастники получили в виде «откатов» 164,2 млн рублей, выделенных из бюджета на реставрацию объектов культуры. В деле речь идет о семи объектах: Новодевичьем и Иоанно-Предтеченском монастырях в Москве, Псковском академическом театре драмы имени Пушкина, Музее космонавтики в Калуге, Изборской крепости в Псковской области, усадьбе Асеевых в Тамбове и башне Кронпринц в Калининграде. Следствие установило, что контракты на ремонтно-реставрационные работы на этих объектах заключались с коммерческими структурами по заведомо завышенным ценам, в среднем — на 25%. Действия подсудимых суд квалифицировал как мошенничество в особо крупном размере, совершенное в составе организованной группы (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Судья Галина Таланина констатировала, что созданную Пирумовым организованную группу отличала «длительность преступной деятельности, четкое распределение ролей (в ней были организаторы и соисполнители) и тщательность разработанного плана». Помимо Григория Пирумова, перед судом предстали директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ Борис Мазо, глава ФГУП «Центр реставрации» Олег Иванов, руководитель ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Борис Цагараев, руководитель проекта ООО «Стройкомплект» и АО «Балтстрой» Владимир Сванбек, управляющий компанией «Балтстрой» Александр Коченов, бывший директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин и предприниматель Андрей Кокушкин.
Пятеро фигурантов, включая Григория Пирумова, слушали приговор, сидя в клетке с бронированными стеклом. Еще трое — разместились в зале вместе со своими адвокатами: двое были отпущены под подписку о невыезде, а еще один — под залог в 10 млн рублей. Стоит отметить, что в ходе следствия с судебного процесса защита не раз пыталась добиться освобождения Григория Пирумова из СИЗО. Ходатайства об изменении ему меры пресечения направляли десятки деятелей культуры во главе с министром Владимиром Мединским, однако всякий раз суды эту просьбу отклоняли.
Возвращение украденных миллионов
Еще на стадии следствия все фигуранты признали вину, возместили ущерб и просили рассмотреть дело в особом порядке. Он подразумевает ускоренный процесс без исследования доказательств и позволяет подсудимым рассчитывать на более мягкие сроки. Министерство культуры, признанное по делу потерпевшим, в суде отозвало свой иск на 164,2 млн рублей. Суд производство по нему прекратил.
При назначении наказания судья в качестве смягчающих обстоятельств учла, что подсудимые привлекались к уголовной ответственности впервые, признали вину и раскаялись, а главное — «добровольно возместили имущественный вред». К тому же, потерпевший не настаивал на назначении им строгого наказания. Многие имели огромное количество благодарностей. Так, Григорий Пирумов оказался награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также памятными медалями и орденами православной церкви, имел благодарственные грамоты. Положительные характеристики на него в суд прислали руководители Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитажа, школы-студии МХАТ и многих других организаций. Олег Иванов в прошлом был боевым офицером, награжденным медалью за участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Стоит отметить, что в ходе прений сторон гособвинитель Людмила Баландина просила реальный срок в пять лет лишь для организатора аферы — Григория Пирумова. Остальных фигурантов она просила осудить условно.
Сроки для «реставраторов»
Однако судья решила назначить условные сроки лишь для трех фигурантов, которые не находились под стражей: Михаилу Миндлину, Александру Коченову и Андрею Кокушкину. Они получили от года до одного года и пяти месяцев лишения свободы условно. Остальным пятерым фигурантам судья назначила реальные сроки: от 1 года и 4 месяцев лишения свободы до 1 года и 6 месяцев лишения свободы. Ключевой фигурант дела — Григорий Пирумов — был приговорен к полутора годам лишения свободы со штрафом в 300 тысяч рублей. Однако эти сроки он и его подельники уже отбыли в ходе следствия и судебного процесса. Поэтому суд постановил освободить их от наказания, а также из-под стражи прямо в зале суда.
Родственники подсудимых встретили это решение аплодисментами. Впрочем, довольно долго после этого судья Галина Таланина перечисляла судьбу изъятых по делу вещдоков. Она обязала вернуть подсудимым загранпаспорта, а также найденные при обыске деньги, сняла арест с имущества.
«Ощущения радостные, ближайшие планы — работать и в первую очередь расцеловать детей!», — радовался приговору Григорий Пирумов, которого журналисты взяли в плотное кольцо. Его адвокат Федор Куприянов заявил, что доволен приговором и не будет его обжаловать. Аналогичную позицию высказали защитники и других фигурантов. Так, защищавший Бориса Мазо адвокат Алексей Куприянов назвал приговор суда «большим успехом». «Приговор законный, обоснованный и справедливый, и именно по таким приговорам должны ориентироваться в будущем суды», — сказал он. Защитник считает, что подсудимые были «серьезно наказаны», ведь им пришлось не только погасить весь ущерб, но и отсидеть больше чем по полтора года в СИЗО, где условия тяжелее, чем в колониях.
Неясно, будет ли прокуратура обжаловать приговор в Мосгорсуде. По словам гособвинителя Людмилы Баландиной, решение гособвинение примет после того, как ознакомится с копией приговора. При этом гособвинитель акцентировала внимание на возмещение причиненного ущерба.
Сможет ли Григорий Пирумов с судимостью вернуться на госслужбу? Этот вопрос Business FM адресовала управляющему партнеру адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федору Трусову.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Статья 159 УК — «мошенничество», по которой Пирумов был осужден, не предполагает дополнительного наказания как запрет заниматься определенным видом деятельности, работать на госслужбе. Поэтому, исходя из назначенного наказания, он может вернуться работать на госслужбу, если его позовут. Но далеко не сразу. При этом надо смотреть, не содержится ли в том или ином ведомстве, где он будет работать, запрет на принятие на работу людей с судимостью. Поскольку судимость-то у него есть. Она истекает по разным категориям дел по-разному. Например, при штрафе судимость сохраняется еще год после уплаты штрафа, при условном осуждении, когда заканчивается испытательный срок, лишь тогда гасится судимость. Если ты отсидел, то судимость истекает после определенного количества лет. Например, по тяжким преступлениям — через шесть лет. Однако нужно также смотреть и закон о госслужбе».
В этом году уже были осуждены два фигуранта «дела реставраторов». Они также признали вину, и их дела рассмотрели в особом порядке. Так, 20 июля этого года Дорогомиловский суд Москвы приговорил предпринимателя Никиту Колесникова к пяти годам лишения свободы условно со штрафом в 800 тысяч рублей. А 28 августа Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга назначил на полгода меньше с аналогичным штрафом главе компании «Балтстроя» Дмитрию Сергееву. Впрочем, после оглашения приговора Сергеева вновь задержали. На следующий день Басманный суд Москвы заключил его под стражу по другому громкому делу — о хищении 225 млн рублей при строительстве объектов резиденции президента в Ново-Огареве.