Какие выводы можно сделать из первого дела о мошенничестве при ICO?
Лента новостей
Его возбудили в США, фигурантом стал русскоговорящий предприниматель. Бизнесмен обещал обменивать криптовалюту на недвижимость и алмазы, но американский регулятор сомневается, что компании бизнесмена вообще вели какую-либо деятельность
Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) возбудила первое в истории дело о мошенничестве при первичном размещении криптовалюты (Initial Coin Offering, ICO). Обвиняемые — предприниматель Максим Заславский и две его компании — Diamond Reserve Club World (DRC World) и REcoin Group Foundation.
Про Максима Заславского известно немного: живет в Беверли-Хиллс, родился на Украине, в США переехал еще в детстве. Успел стать первопроходцем в мире блокчейна и криптовалют. Придумал новшества для своих обеих компаний. Так, по данным «Коммерсантъ», Diamond Reserve Club World провела первое в истории IMO — Initial Membership Offering — покупку членства в частном бизнес-клубе через инвестиции в цифровую валюту этого клуба. Привлеченные деньги должны были пойти на покупку бриллиантов, а вот токены REcoin Group афишировались, как «первая криптовалюта, гарантируемая недвижимостью».
В СМИ встречаются данные, согласно которым бизнесмен заявлял о привлеченных в общей сложности 2-4 млн долларов по обеим компаниям. Но американский регулятор утверждает, что по факту сумма была скромнее — около 300 тысяч долларов. В Комиссии по ценным бумагам и биржам США уверены, что никакой деятельности компании на самом деле не вели, и предприниматель даже не нанимал сотрудников.
Теперь SEC будет добиваться для Заславского запрета на любую торговлю цифровыми активами в США и настаивать на выплате штрафа и возврате денег инвесторам. Сам он вину не признает, и говорит, что большую часть средств инвесторам вернули:
Максим Заславский предприниматель «За все это время мы уже практически вернули где-то процентов 80-85 денег. Мы продолжаем возвращать, просто проблема в том, что мы же не знаем телефон. Мы посылаем на почту: подайте на рефанд. Люди анонимные, либо не смотрят, либо не проверяют, по-разному. Мы деньги возвращаем, никто не собирался никого кидать. Как любой стартап мы тоже имели свои проблемы, которые пытались устранить. Дальше то, что они выдвигают, безосновательно. Мой совет всем другим, кто хочет запустить ICO: не соваться в Америку. Я попал под хорошую раздачу».
Комиссия по ценным бумагам и биржам США уже несколько месяцев говорит о том, что токены, которые, по сути, являются ценными бумагами, должны быть соответствующим образом зарегистрированы.
Сооснователь TokenFund Владимир Смеркис считает, что это тестовое показательное дело. Всем, кто проводит сейчас свое ICO, надо быть предельно аккуратными, подчеркивает он.
Владимир Смеркис сооснователь TokenFund «Во-первых, не нужно было обещать какую-либо доходность. Во-вторых, не нужно было обманывать граждан о том, что собрано несколько миллионов, когда было собрано несколько сотен тысяч долларов. Безусловно, такие дела SEC будет пытаться проводить и в дальнейшем. Для отрасли это означает более осторожное внимание к деталям, когда они пытаются проводить краудсейлы, ICO или Token Generation Event, которые сейчас так популярны. Отрасль становится умнее, аккуратнее, осторожнее. Это, конечно же, не конец, регуляторов мы всегда ждали в этой области — без них отрасль не могла бы претендовать на то, что институциональные инвесторы, большие банки, корпорации, могли бы вкладывать сюда деньги».
На минусы ICO указывал и Виталик Бутерин, основатель платформы Ethereum, на которой проходит большинство ICO. Токены многих проектов не несут реальной ценности и их цель — привлечь больше денег, говорил он. Кто как не создатель понимает риски системы. Но инвесторов в криптопроекты эти риски, видимо, не пугают.
Глава Международного валютного фонда (МВФ) считает, что игнорирование криптовалют неразумно. По ее словам, они могут составить конкуренцию традиционным валютам.