16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
2 октября 2017, 01:08 Компании

Летали «ВИМ-Авиа», знаем. Кто виноват и что делать?

Лента новостей

Пассажиры «ВИМ-Авиа» постепенно возвращаются на родину. Можно ли было предвидеть коллапс и что нужно сделать, чтобы не «летать старыми маршрутами»?

Фото: ТАСС

Перевозка пассажиров «ВИМ-Авиа» будет осуществляться по плановому расписанию компании, заявил министр транспорта Максим Соколов.

По состоянию на утро понедельника в Турции остается чуть менее тысячи пассажиров с просроченной датой вылета. На минувшей неделе в Россию возвращались рейсы с задержкой в несколько дней. Проблема коснулась десятков тысяч пассажиров. Власти пытаются понять, кто виноват и что делать, чтобы подобного не случилось в будущем. Насколько успешно?

По поводу «кто виноват» возбуждено уголовное дело, владелец «ВИМ-Авиа» скрылся, а министр транспорта получил выговор от президента. Проблему начали решать всем миром: денег на заправку бортов «ВИМ-Авиа» выделили из Резервного фонда правительства, в воздух подняли самолеты спецотряда «Россия», «Аэрофлоту» поручили вывозить пассажиров «ВИМ-Авиа» за собственный счет с обещанием позже компенсировать затраты через «взаиморасчеты с отраслью». Не конкретизируя. Эксперты предположили, что крупнейшему перевозчику могут, например, продлить срок пользования маршрутной сетью «Трансаэро».

Но все это было сделано не сразу, а только через несколько дней после того, как стало понятно, что случился коллапс. Почему — вопрос отдельный, но власти уже заговорили о том, что будет сделано, чтобы не допустить подобного вновь. В частности, готовится законопроект, в котором будут прописаны новые критерии финансовой устойчивости перевозчиков. Старым «ВИМ-Авиа» соответствовала полностью, о чем президенту заявил министр Соколов, после чего и получил выговор: «что же это тогда за критерии?»

Гендиректор консалтинговой компании ИНФОМОСТ Борис Рыбак уверен, что Росавиация пользовалась практически безупречной системой оценок рисков авиаперевозчиков. Безупречной с точки зрения прогнозирования среднесрочных и долгосрочных рисков. Резкие локальные осложнения, по мнению эксперта, нельзя прописать ни в одной системе.

Борис Рыбак гендиректор консалтинговой компании ИНФОМОСТ «Де-факто все авиакомпании должны поставщикам услуг. Вопрос — на какой срок и как они договариваются, но это уже предмет моментальных коммерческих договоренностей, которые в этой методике, конечно, учитывать нельзя. Они, как показывает практика, могут быть критическими факторами. Отрасль находится просто на грани нерентабельности. Это означает, что эту голодную зиму, а зима всегда голодная для авиакомпаний, еще кто-нибудь не переживет».

С тем, что проблемы «ВИМ-Авиа» было сложно заметить, согласны далеко не все эксперты. И теперь Росавиация рапортует о том, что общая кредиторская задолженность авиакомпании составляет около 10 млрд рублей.

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов отметил, что в отрасли к «ВИМ-Авиа» уже давно относились как к весьма неустойчивой компании.

Банкротство для рыночной экономики процесс нормальный — это факт, однако проходить он может по-разному. Задача властей сделать так, чтобы в отрасли авиаперевозок компании банкротились без десятков тысяч пассажиров, застрявших в разных странах. Что делать? Власти решили взять на вооружение способ, обкатанный в других отраслях. Аркадий Дворкович заявил, что в новом законопроекте может быть прописано создание нового фонда страхования. Ранее глава Росавиации заявлял, что отчисления в размере хотя бы десяти рублей с каждого авиабилета позволят создать фонд на миллиард. Меньшее из зол, считает Федор Борисов из Высшей школы экономики.

Федор Борисов научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Это, наверное, более справедливо, чем просто тратить бюджетные деньги на вывоз пассажиров, которые застряли где-то, потому что, в общем, наверное, более справедливо, если пассажиры оплачивают пассажиров, нежели, чем люди, которые вообще никогда не летают на самолете, потому что бюджет — он наш общий, и эти деньги могут быть потрачены на что-то иное. Поэтому в этом смысле эта мера лучше. Надо понимать, что это в любом случае ляжет определенным финансовым бременем на пассажиров, соответственно, это скажется на стоимости билета, даже если сравнительно небольшая сумма, в этом смысле эта мера лучшая из плохих».

Когда обанкротился Air Berlin, правительство Германии тут же предоставило перевозчику кредит на 150 млн евро. Как писала немецкая пресса, за месяц до выборов Меркель не рискнула бросить более миллиона пассажиров. Люди полетели по запланированным маршрутам, но госпожу канцлер незамедлительно обвинили в том, что кредит выдан незаконно. Жалобу в антимонопольное ведомство подала, в частности, компания Ryanair.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию