Каталонский референдум о независимости для ЕС — большая угроза, чем «Брекзит»?
Лента новостей
Испания на грани раскола. Референдум или привилегии? Чего на самом деле добивается Каталония и какие последствия это будет иметь для ЕС?
В обстановке напряженности и полицейского усиления в Каталонии происходит попытка провести референдум об отделении от Испании. Почему — хотя, почти наверняка, плебисцит не состоится — он все равно может повлиять на ситуацию, если не с политической, то экономической точки зрения?
В пятницу накануне референдума президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что он доверяет решимости Мариано Рахоя защитить интересы всей Испании. То есть не только Мадрид и другие испанские регионы, но и страны Евросоюза резко выступают против независимости Каталонии. И вот почему. С одной стороны, действительно, регионализация лежит основой идеологии ЕС. Но это касается широких прав на автономию, но не полного отделения, которое грозит распадом страны, непредсказуемыми последствиями и политической дестабилизацией, причем на уровне всего Евросоюза.
Владимир Швейцер руководитель центра партийно-политических исследований института Европы РАН «Вопрос о референдуме снят с повестки дня с самого начала, потому что конституция такого референдума на отделение не предусматривает. Это дело никто поддерживать не будет, потому что ясно, что раскалывать страну из-за мнения, причем не всего каталонского народа, а меньшей его части, никто не будет. Конечная цель каталонской буржуазии — вовсе не независимость, они хотят выдавить от Мадрида какие-то определенные привилегии, а также новые уступки в экономическом плане, и частично они смогут этого добиться, но только абсолютно в ограниченном виде, потому что остальные регионы тоже могут сказать: «А почему им можно, а нам нельзя?»
Другая причина того, почему Евросоюз находится в столь жесткой оппозиции самой идее отделения Каталонии, — чисто прагматическая. В Испании, возможно больше, чем где-либо в Европе сильны центробежные силы. Если бы Каталония отделилась, то за ней могли бы последовать и другие богатые регионы — Галисия и Страна Басков. При этом остальные регионы очень неравны в экономическом плане. Сейчас поддержание инфраструктуры в значительной степени лежит на Мадриде. Если бы богатые регионы отделились, то оставшиеся потребовали бы значительно большего, чем сейчас, финансирования из общей кассы ЕС. Но это все в чистом виде гипотезы, говорит доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры европейской интеграции МГИМО «Сложно ожидать, что неудача каталонского референдума может подстегнуть сепаратистские настроения в других регионах Испании. Они там были, но в целом нельзя сказать, что эти регионы полыхают и с надеждой смотрят на Каталонию, чтобы самим освободиться. Все-таки у них достаточный уровень автономии. Поэтому, если Каталония сможет отделиться, это может послужить неким триггером, начнется «эффект домино», да и то сложно себе представить, когда и в какой форме. Учитывая то, что Каталония, скорее всего, останется в составе Испании, все остальное можно не рассматривать».
То есть никакого отделения со стопроцентной вероятностью не состоится. Тем не менее, биржевые аналитики все же просчитывают то, как воскресное голосование может повлиять на рынки. Поскольку оно проходит на фоне месячного минимума евро по отношению к доллару и двухмесячного по отношению к фунту, то ожидается, что если большинство каталонцев выскажется за отделение, это, наверняка, окажется дополнительным фактором давления на европейскую валюту. Кроме того, это может повлечь за собой массовую продажу испанских бумаг, что может оказаться хорошим шансом для спекулятивного заработка.