Взятку Алексею Улюкаеву ФСБ осматривала восемь часов
Лента новостей
Гособвинение 26 сентября в суде озвучивало письменные доказательства и в частности зачитало протокол осмотра 2 млн долларов, изъятых у экс-главы Минэкономразвития при задержании
В Замоскворецком суде Москвы 26 сентября обвинение продолжило представлять доказательства по делу экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в размере 2 млн долларов. Поскольку никто из свидетелей не пришел, прокуроры оглашали письменные материалы дела. В частности, был озвучен протокол осмотра денег, которые чиновник получил в офисе «Роснефти» от главы нефтяной компании Игоря Сечина вместе с подарочным набором продуктов. Выяснилось, что ФСБ осматривала деньги в течение восьми часов.
Алексей Улюкаев, приехавший на процесс с опозданием на десять минут, не стал общаться с прессой. Вопросы журналистов, которые, в частности, пытались узнать, как экс-министр расценивает допрос в закрытом режиме генерала ФСБ в отставке Олега Феоктистова, он игнорировал.
Один из ключевых свидетелей обвинения дал показания в суде на предыдущем слушании, 20 сентября, поэтому во вторник ждали не менее известных фигур. Так, все рассчитывали увидеть главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, который и передал Улюкаеву деньги за выданное министерством положительное заключение на покупку 50,08% акций ПАО «Башнефть». В противном случае, по версии СК, Улюкаев угрожал срывать другие сделки «Роснефти».
Однако ни Сечин, ни кто бы то ни было другой в суде не появились. Впрочем, было неясно, кого прокуроры вызывали сегодня на процесс. Гособвинители предложили исследовать письменные доказательства. На заседании, в частности, озвучили протокол осмотра денежных средств, который был составлен 14 ноября 2016 года — в день задержания Алексея Улюкаева в офисе «Роснефти».
«Осмотр начался в 10:00 и завершился в 18:00 того же дня», — сообщил гособвинитель Павел Филипчук. По его словам, деньги были вынуты из картонной коробки, опечатанной службой экономической безопасности ФСБ, которая осуществляла оперативный эксперимент. Валюта лежала в кожаной коричневой сумке-саквояже с замком. К ней прилагался ключ с брелоком. 180 пачек купюр достоинством 100 долларов (1 млн 800 тысяч долларов) были упакованы в полиэтиленовый пакет. Еще 20 пачек (200 тысяч долларов) не были упакованы в полимерный материал, а были обработаны специальным проявляющимся веществом «Тушь-7», как и сама сумка. При этом опись непомеченных купюр заняла 55 страниц, а помеченных — еще пять.
Прокурор отметил, что участники следственных действий, ознакомившись с протоколом, «замечаний к документу не сделали». Гособвинитель также добавил, что денежные средства не выявили признаков подделки, а целостность полимерной упаковки, в которой они находились, не нарушалась.
Кроме того, прокурор озвучил протокол осмотра служебного автомобиля BMW, на котором Улюкаев с водителем приехали в офис «Роснефти». В нем, в частности, были найдены рекламные буклеты «Роснефти» и «подарочный набор продуктов питания».
Ранее, 5 сентября, прокуроры зачитали расшифровку беседы Улюкаева и Сечина в день задержания. Из нее следовало, что глава «Роснефти» передал своему собеседнику «весь объем» предполагаемой взятки в размере 2 млн долларов, а также «корзинку с колбасой». Сам Улюкаев заявил оперативникам ФСБ, что в полученной им сумке было вино, которое ему подарил друг. Игорь Сечин назвал «профессиональным кретинизмом» обнародование гособвинителем в суде стенограммы, заявив, что в озвученном разговоре есть сведения, составляющие гостайну.
На заседании 26 сентября также озвучили протоколы осмотра видеозаписей камер наружного наблюдения из офиса «Роснефти», на которых зафиксировано, как Улюкаев приехал в нефтяную компанию. Другой прокурор Борис Непорожний в числе имеющихся в деле доказательств перечислил скриншоты сюжета телеканала Life, в котором рассказывалось о саммите БРИКС, прошедшего в Гоа осенью 2016 года.
На форуме журналисты застали главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, президента — председателя правления ВТБ Андрея Костина и министра экономического развития Алексея Улюкаева играющими на бильярде. Настроение у всех троих было приподнятым. На вопрос журналиста, на что они играют, глава ВТБ в шутку ответил: «На нефтяные вышки, конечно». Примечательно, что, по версии следствия, Улюкаев именно на саммите БРИКС вымогал взятку.
Согласно показаниям Сечина на следствии, в ходе игры министр якобы показал ему два пальца, что обозначало сумму в 2 млн долларов. Впрочем, адвокаты подсудимого утверждают, что данные показания Сечина никто не подтверждает. Что же качается жеста, то он действительно мог иметь место, но означать все что угодно, например, знак победы (victory).
Сам Улюкаев в ходе рассмотрения дела по существу, которое началось 16 авугста, вину не признал. Экс-министр, находящийся под домашним арестом, впоследствии охарактеризовал подарок от Сечина, который любит дарить колбасу собственного производства, фразой «Бойтесь данайцев, приносящих колбайцев».
В настоящее время из 30 свидетелей обвинения в суде допросили 12 человек. Ключевым из них стал прикомандированный от ФСБ, теперь уже бывший начальник службы безопасности «Роснефти» Олег Феоктистов. Именно он написал заявление на Улюкаева о взятке в 2 млн долларов. Слушания по делу продолжатся 2 октября в 11:30.