Генпрокуратура выявила задолженности по зарплате в попросившей помощи «ВИМ-Авиа»
Лента новостей
Кроме того, как сообщили в надзорном ведомстве, перевозчик не соблюдал требование о наличии в резерве достаточного количества воздушных судов
Обновлено в 14:34
Генпрокуратура заявила, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» выявили регулярные задолженности по выплате зарплаты. Авиаперевозчику внесли представление. Также надзорное ведомство потребовало, чтобы Росавиация оценила, соответствует ли компания сертификационным требованиям. Генпрокуратура отметила: в пиковый летний сезон перевозчик не соблюдал требование о наличии в резерве достаточного количества воздушных судов. Росавиация уже начала внеплановую проверку, передает ТАСС.
Тем временем «ВИМ-Авиа» просит правительство о помощи. По данным «Ведомостей», авиакомпания обратилась в кабмин за госгарантиями по кредитам. Как рассказала представитель курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича, письмо авиакомпании ушло в Минтранс с предложением «проработать».
Ранее аэропорт «Домодедово» отказался обслуживать «ВИМ-Авиа» в долг и заправлять ее самолеты топливом. В дальнейшем, после гарантийного письма об оплате от «Татнефти», услуги аэропорта возобновились, пишет издание. По данным источника газеты, авиакомпания должна «Домодедово» около 500 млн рублей.
Будет ли правительство спасать «ВИМ-Авиа»? Вот что говорит генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак:
— Госгарантия — это выход, это действительно возможность перекредитоваться и погасить какие-то временные трудности, но это временная мера. Надо найти финансовый институт, который возьмется за это дело. Если такой найдется, хорошо, если не найдется, то, конечно, выпутаться будет очень сложно. Но мы с вами прекрасно знаем, что происходит в банковском секторе сейчас, поэтому представить себе, что кто-то из банков захочет этим заниматься... Опять же историческая наша практика показывает, что такого типа программы реструктуризации осуществляют только частные банки. Неплохо было бы, чтобы авиакомпания сама ввела целевую программу, нечто напоминающее то, что в свое время UTair сделала: создала программу «Импульс», программу комплексного снижения издержек, оптимизации деятельности, повышения эффективности. В общем, это серьезное дело, конечно.
— Может сейчас кто-то купить «ВИМ-Авиа», заинтересоваться?
— Думаю, что нет, по той простой причине, что у них нет ничего такого, чего бы не было у других игроков рынка. Если они уйдут, их пассажиров и, условно говоря, их работу разберут те, кто останется, для этого совершенно нет никакого смысла покупать авиакомпанию.
Два года назад прекратила полеты авикомпания «Трансаэро». В конце октября 2015 года Росавиация отозвала у нее сертификат эксплуатанта, признав невозможным осуществление деятельности авиакомпании. Долги оценивались почти в 230 млрд рублей. Перевозчика пыталась купить S7, но позже акционеры авикомпании отказались от этой сделки.
Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов считает, что «ВИМ-Авиа» необходимо спасти — так же, как нужно было сохранить «Трансаэро».
— Были примеры с той же UTair, когда была помощь и авиакомпания после этого выстраивалась. Сейчас UTair работает нормально.
— Эта ситуация сопоставима с «Трансаэро»?
— Нет, она никак не сопоставима. «Трансаэро» была перевозчиком номер два в России, на регулярных рейсах летала, с обхватом с хорошей доли «Аэрофлота», которая потом «Аэрофлоту» и досталась. Поэтому здесь, я думаю, никто особо «ВИМ-Авиа» не завидует. Самолеты их тоже никому особо не нужны, и их расписание тоже, поэтому здесь совсем другая ситуация, чем с «Транасэро». Здесь просто авиакомпания всегда балансирует на грани кэш-флоу, то есть попросту налички нет, оборотки так называемой, чтобы расплачиваться по текущим расходам. У них просто ее не стало. Вот если помочь как-то, может быть, с менеджментом подкорректировать, тогда, я уверен, все будет нормально. Если «ВИМ-Авиа» не сохранится, это будет большой ошибкой, как было огромной ошибкой, просто стратегической, это окончание деятельности «Трансаэро».
Могли ли в Росавиации упустить ситуацию с перевозчиком и будет ли государство помогать авиакомпании? Комментирует член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник:
— «ВИМ-Авиа» уже несколько лет работает с перебоями, как только сезон начинается, то есть объемов набрали много, а самолетов не хватает, потому что самолеты не совсем новые и задерживаются на обслуживании. Поэтому это все прогнозировалось, но не думали, что так критично будет, чтобы 10-15 рейсов в сутки было задержано. Естественно, Росавиация это дело отслеживает, только «ВИМ-Авиа» уверяла руководство Росавиации в том, что они справятся с ситуацией самостоятельно. Увы, не получилось. Да, надо было аппетиты умерить, меньшим количеством работать. Но, как всегда, небольшая компания, когда начинает работать, она справляется со своей задачей. Потом она растет, набирает людей все больше и больше, а прибыли столько, как прогнозировали, не получилось. Поэтому происходит такая ситуация. Банкроты, практически полмиллиарда. Деньги для правительства небольшие. Если компания входит в десятку крупных компаний, ну если уже завалили такую компанию, как «Трансаэро», то при чем здесь «ВИМ-Авиа»? Все на усмотрение правительства, но я не думаю, что они окажут помощь. Скорее всего, завалят компанию эту.
— Если «ВИМ-Авиа» прекратит свою деятельность, пилоты окажутся на рынке? Будут их куда-то пристраивать и куда?
— Часть их, допустим, (отправится туда, где) нехватка — в «Аэрофлоте», S7, UTair, часть уйдет. Техники, инженеры вообще всегда в цене были, эти найдут работу. А вот летный состав, проводники, скорее всего, будут на улице.
У «ВИМ-Авиа» в начале летнего сезона было множество задержек чартерных рейсов. Компания оказалась под угрозой остановки полетов. Из-за долгов за топливо более 20 рейсов не смогли вовремя вылететь из «Домодедово».