Фигурантка дела «Седьмой студии» захотела остаться в СИЗО
Лента новостей
Суд смягчил условия домашнего ареста одному из фигурантов громкого дела о хищении бюджетных средств: бывшему гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину разрешили двухчасовые прогулки. Однако Алексей Малобродский и Нина Масляева остались в СИЗО
Мосгорсуд 6 сентября отказался изменить меру пресечения трем фигурантам дела о хищении бюджетных средств через созданную режиссером Кириллом Серебренниковым компанию «Седьмая студия». Бывший генпродюсер организации Алексей Малобродский и главный бухгалтер Нина Масляева останутся в СИЗО до 19 октября, а Юрий Итин — под домашним арестом. Правда, последнему вышестоящий суд разрешил двухчасовые прогулки.
На процесс в Мосгорсуд Юрия Итина привез сотрудник ФСИН, который вместе с ним расположился на самой первой лавке в зале суда. Алексей Малобродский участвовал с помощью телеконференцсвязи, а Нину Масляеву лично доставили в суд. Фигурантка пыталась против этого протестовать, утверждая, что не писала заявления о доставке.
«Все, что сейчас будет, будет идти часов пять и касаться господина Малобродского. На это уже сил никаких нет», — объяснила она свою позицию. Масляева сказала, хотела бы или вообще не участвовать в процессе, или делать это по телемосту. Однако подсудимой, раз ее уже доставили, все же пришлось остаться в зале.
Защитники фигурантов оспаривали решение Басманного суда Москвы, который 18 июля оставил Юрия Итина под домашним арестом до 19 октября, а Масляеву и Малобродского — в СИЗО до того же дня. Тогда прокуратура выступала против дальнейшего нахождения Малобродского под стражей. Процесс в районном суде занял два дня. Основное заседание прошло 17 июля, а 18 июля судья Наталья Дударь планировала вынести решение.
Однако утром в тот день произошла неожиданность: Алексею Малобродскому вменили новый эпизод, связанный с хищением 1,2 млн рублей, выделенных из бюджета на пошив костюмов для проекта «Платформа» в 2012-2014 годах. До этого фигуранту вменялось лишь хищение 2,3 млн рублей, предоставленных в 2012 году в качестве субсидии для подготовки спектакля «Сон в летнюю ночь». Следствие утверждает, что он якобы не был поставлен, а выделенные на него средства — похищены. При этом многие зрители уверяют, что видели спектакль.
Знаменитые поручители
В начале процесса адвокаты Алексея Малобродского приобщили к материалам дела несколько десятков поручительств. Гарантировать, что обвиняемый не сбежит, готовы были актеры, драматурги, композиторы, писатели, телеведущие и многие другие известные люди и заслуженные деятели культуры.
Так, за обвиняемого вступились актеры Валерий Гаркалин, Чулпан Хаматова, Елена Коренева, народная артистка России Елена Шанина, писатель Лев Рубинштейн, директор театра имени Маяковского Леонид Ошарин и даже экс-заместитель начальника Департамента культуры правительства Москвы Евгения Шерменева. Последняя курировала расходование Малобродским денежных средств. Также защитники передали суду копию письма в Следственный комитет от членов Совета руководителей московских театров Олега Табакова, Марка Захарова и Олега Меньшикова.
Настаивая на отмене решения районной инстанции, адвокаты Малобродского Юлия Лахова и Ксения Карпинская говорили, что суд фактически подыграл следствию, которое допустило ошибку и 17 июля вышло в Басманный суд с ходатайством о продлении фигуранту ареста. Тогда следователи попросили продлить Малобродскому меру пресечения по обвинению, которое ему не предъявляли, а инкриминировали другим фигурантам.
Как отметила Юлия Лахова, судья Наталья Дударь, удалившись в совещательную комнату вечером 17 июля, не сообщила, что ей не хватает каких-либо материалов для вынесения решения. Она должна была его огласить, а вместо этого утром 18 июля сообщила, что ей не хватает документов. «И тогда, как по мановению волшебной палочки, появляется постановление о предъявлении нового обвинения», — указала Юлия Лахова.
Защитница заявила, что суд не проверил обоснованность подозрений в отношении ее клиента, который в 2012 году уже не работал в «Седьмой студии» и, соответственно, не мог совершить хищения в 2014 году. Кроме того, публикации в СМИ свидетельствует о том, что спектакль «Сон в летнюю ночь» шел.
Адвокат подчеркнула, что ее подзащитный узнал о возбуждении дела в конце мая. С этого времени он ни разу не выехал за пределы РФ, хотя мог это сделать, имея гражданство другой страны. Она и ее коллега просили отменить решение Басманного суда «как незаконное и необоснованное».
Просьба о прогулках
На отмене судебного акта настаивал и защитник находящегося под домашним арестом Юрия Итина Юрий Лысенко. В случае же если этого не произойдет, он просил разрешить обвиняемому некоторые послабления: прогулки с 10 до 12 часов утра в районе его места жительства на Криворожской улице, посещение медицинского центра, а также общение с близкими родственниками — женой, дочерью и отцом. Последнего следователи допросили как свидетеля.
Защитник отметил, что его подзащитный страдает гипертонией второй степени и ему не раз приходилось вызывать «скорую». «Даже в режимных учреждениях разрешено гулять. Была жара. Он сидит в душном помещении на 16-м этаже. Это просто пытка», — убеждал суд защитник.
Юрий Итин и Алексей Малобродский поддержали жалобу адвокатов, а вот Нина Масляева неожиданно попросила оставить решение Басманного суда без изменения. Она не поддержала жалобу своего прежнего адвоката Юрия Зайцева, от услуг которого она отказалась ранее. Она завила, что «отрицательно» относится к жалобе.
«Вы считаете решение (о продлении ареста) законным и обоснованным?», — спросила ее судья. «А что, разве что-то можно изменить?», — задала арестованная риторический вопрос. Она попросила суд «оградить ее от адвокатов Малобродского».
Желание «сидеть в тюрьме»
Ее позиция дала защитникам Малобродского повод заявить, что Нина Масляева оговаривает себя и других фигурантов под давлением следствия. Они отметили, что у арестованной появился уже четвертый по счету новый адвокат. «Каким образом нужно было запугать больную женщину, чтобы она хотела сидеть в тюрьме?» — возмутилась адвокат Ксения Карпинская.
Ее подзащитный настаивал на повторном исследовании материалов Басманного суда. «Обвинение жонглирует несуществующими фактами, все только блеф, надувание щек, — заявил он. — Я требую, чтобы это безобразие прекратилось, а следствие и прокуратура представили конкретные факты, документы, на которые ссылается это жулье».
Однако суд отказался заново изучить документы. Обвиняемый отметил, что готов «давать правдивые показания», отвечать на конкретные обвинения, но «признаваться в чем-нибудь» не намерен, так же как и давать показания в наручниках.
Малобродский назвал «анекдотичным обвинение» в хищении средств на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» и посетовал, что следствие допросило его жену, переведя ее в разряд свидетелей и лишив ее возможности с ним видеться. «Другой цели следователей, кроме как оговорить себя и своих коллег, я не вижу. Но этого не будет», — заявил фигурант. Он просил суд отменить арест и избрать ему меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
В свою очередь, представитель Следственного комитета счел решение законным и просил оставить его в силе. Он отмечал, что по делу проводится большое количество следственных действий и суду были представлены данные о причастности фигурантов к инкриминируемым преступлениям. Что же касается Алексея Малобродского, то ему «была дана возможность дать показания, и она будет предоставлена впредь».
Представителя СК поддержала прокурор. Она заявила, что положительные характеристики — это не основание для изменения меры пресечения, так же как и хронические заболевания. Прокурор призвала отклонить апелляционные жалобы защиты, назвав решение Басманного суда законным, обоснованным и мотивированным.
Оценив доводы сторон, судья Наталья Борисова оставила в силе решение Басманного суда, но удовлетворила просьбу адвоката Юрия Итина о прогулках для его подзащитного с 10 до 12 часов дня.
Экс-генеральный директор АНО «Седьмая студия», а ныне директор ярославского государственного театра имени Федора Волкова Юрий Итин и бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нины Масляева были задержаны 23 мая. Спустя два дня Пресненский суд поместил Итина под домашний арест, а 27 мая отправил в СИЗО Нину Масляеву. 21 июня вслед за ней там оказался бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский. Всем инкриминировали мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Малобродский и Итин вину не признали. Масляева же предпочла согласиться с обвинением и заключила сделку со следствием. Именно она дала показания, согласно которым организатором хищений был художественный руководитель «Гоголь-центра», режиссер Кирилл Серебренников, а «Седьмая студия» «была создана для организации хищений» бюджетных средств.
Басманный суд Москвы 23 августа заключил Серебренникова под домашний арест по обвинению в хищении «не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах на проект «Платформа». Мосгорсуд 4 сентября признал эту меру пресечения законной. Вышестоящий суд отказался допустить к обвиняемому инструктора по йоге, буддийского ламу и домработницу. Зато ему разрешили двухчасовые прогулки.