Взлет и падение «Настюши». Классическая повесть о бизнесе по-русски
Лента новостей
В компании введена процедура наблюдения. Ее владелец и руководитель Игорь Пинкевич ранее был арестован: его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. В «Настюше» заявили о рейдерской атаке и обратились к бизнес-омбудсмену
В компании «Настюша» ввели процедуру наблюдения. Решение принял Арбитражный суд Москвы по заявлению одного из банков Казахстана.
В августе владельца и руководителя «Настюши» Игоря Пинкевича арестовали и отправили в СИЗО. Уголовное дело связано со строительством в столице и тысячами обманутых дольщиков.
Компания заявила о рейдерской атаке и обратилась к бизнес-омбудсмену. В интервью Business FM Борис Титов прокомментировал дело Пинкевича.
Зерновая компания «Настюша» была основана еще в начале 1990-х, а в 2000-х стала основным производителем хлеба в Москве. «Мы продали плащ, видеодвойку и шубу», — так 11 лет назад Игорь Пинкевич в интервью «Ведомостям» повествовал о начале своего бизнеса. Он бывший кадровый офицер Советской армии, уволился в декабре 1991 года.
Пинкевич рассказывал, что не захотел служить людям, развалившим СССР, и, пользуясь возможностью свободного предпринимательства, вместе с женой и сослуживцем занялся бизнесом в Белоруссии — возил в Казахстан белорусский трикотаж, а оттуда зерно, которое успешно продавал в Минске. Через пару лет он стал долларовым миллионером и начал скупать элеваторы.
В начале 2000-х Пинкевич переехал в Москву. Столица встретила приветливо. Он сначала поставлял зерно для комбинатов, а потом скупил их.
Николай Лычёв главный редактор журнала «Агроинвестор» «Пинкевич выкупил не только активы, но и достаточно большие долги предприятий, которые тогда были в состоянии рейдерских корпоративных войн, часто меняли собственников. Вообще в начале 2000-х годов на рынке этих активов в Москве шла достаточно жесткая борьба, я бы сказал, в стиле 90-х. По бизнесовым взаимоотношениям агросектор где-то на семь-восемь лет отстает от остального бизнеса».
В Москве дела пошли в гору, и вскоре «Настюша» заняла около 60% рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Столичные власти к бизнесмену явно благоволили — он решил проблему с поставками зерна в регион.
Оборот компании приближался к миллиарду долларов. Пинкевич решил заняться девелоперским бизнесом и начал строить ЖК на землях московского хлебокомбината. А потом случился кризис, «Настюша» была вся в долгах. Главный кредитор — Россельхозбанк. Всего компания была должна сразу 15 банкам, с 13 учреждениями удалось договориться. Но стройка затормозилась. О причинах неудач рассуждает политолог Сергей Станкевич:
Сергей Станкевич политолог «У компании первоначально были достаточно мощные покровители, и амбициозные планы были связаны в основном с тем, что у компании как раз и были политические покровители. А переоценить свои силы и совершить какие-то управленческие ошибки они смогли, видимо, благодаря тому, что слишком понадеялись, как водится в России, на наличие какой-то политической «крыши».
Сейчас Игоря Пинкевича обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Пострадали тысячи дольщиков. Предприниматель находится в СИЗО, куда попал после инсульта.
После ареста «Настюша» заявила о рейдерской атаке со стороны бывшего подрядчика ГВСУ «Центр». Компания заодно обратилась к бизнес-омбудсмену. Борис Титов сообщил Business FM, что в сути дела еще не разобрался, но напомнил о курсе властей на то, чтобы по предпринимательским статьям отправляли под домашний арест, а не в тюрьму. В таком случае у дольщиков будет больше шансов получить свои квартиры, объясняет Борис Титов.
Борис Титов уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «В данном случае, конечно же, это предпринимательская деятельность, поэтому мы будем помогать Пинкевичу с точки зрения изменения меры пресечения. Нахождение предпринимателя в СИЗО, то есть его увод от активной возможности урегулировать процесс, приводит к потерям не только для него, но и для самих вкладчиков, потому что когда предприниматель в СИЗО, не с кем разговаривать. А возможность найти компромиссное решение — значит иметь его в качестве активного участника процесса».
К достройке ЖК «Царицыно» проявили интерес несколько компаний, в том числе и тот самый бывший подрядчик, которому «Настюша» еще и должна больше 7 млрд рублей.