Биткоины — только для избранных? Минфин против «криптофизиков»
Лента новостей
Минфин предлагает ограничить операции с криптовалютой. По мнению замминистра финансов Алексея Моисеева, этим должны заниматься только квалифицированные инвесторы на бирже
Криптовалюта не для «обычных» людей, а для квалифицированных инвесторов. Минфин намерен ограничить покупку биткоинов физлицами. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев. Можно ли запретить «обычным» людям торговать биткоинами? И если можно, то нужно ли?
Покупать и продавать криптовалюту должны только квалифицированные инвесторы на бирже, считает замминистра финансов Алексей Моисеев. Министерство предлагает регулировать криптовалюту как финансовый актив. Продажа через биржу нужна, чтобы обеспечить судебную защиту участникам транзакций и чтобы бороться с отмыванием денег — чтобы Росфинмониторинг всегда знал, кто продавец, кто покупатель. «Обычных» людей к покупке и продаже биткоинов допускать не следует, считает замминистра.
Алексей Моисеев замглавы Минфина «Просто обычных людей, конечно, нет, потому что это очень опасная инвестиция, которая может привести к потере денег. Но у нас есть понятие — квалифицированный инвестор. Центральный банк регулирует это направление как надзорный орган. Есть правила присвоения статуса квалифицированного инвестора. Это может быть инвестор и частное лицо, но он должен пройти определенные тесты для того, чтобы быть признанным, квалифицированным».
Но как это будет на практике? Можно заблокировать все интернет-сайты криптовалютных бирж, но многим ли это помешает? По сути, криптовалюта из «серой» зоны перейдет в «черную», говорит блокчейн-консультант и исследователь криптовалют, региональный представитель Lisk в России Денис Смирнов:
Денис Смирнов блокчейн-консультант и исследователь криптовалют, региональный представитель Lisk в России «Подобное решение технически малоосуществимо: независимо от желания законотворцев способы покупки биткоина останутся доступными для пользователей. Идея проводить все операции с криптовалютами через Московскую биржу, на которой необходима регистрация, отрежет эту возможность для большей части новичков, но в глобальном смысле ничего не изменит. То решение, которое предлагает господин Моисеев, — это вариант наихудшего использования криптовалют, при котором государство пытается ограничить любое взаимодействие с ними. Единственное, к чему может привести такое решение, — из той «серой» зоны, в которой криптовалюта у нас находится сейчас, случится ее перенос в «черную». Попытка запретить продажу биткоинов — неверный шаг, который может не просто усложнить жизнь активным пользователям криптовалют, но привести к отставанию российской экономики в целом, перечеркнув большую часть тех конструктивных замыслов, которые публично обсуждались в правительстве последние полгода. Мне хочется верить, что это не окончательное решение, а неграмотно сформулированный желаемый курс Минфина, ориентированный на прозрачность и децентрализацию».
Возможно, Минфин и боится новичков. Рост биткоина привлекает все больше желающих заработать, есть признаки «пузыря». Хотя совсем уж неподкованному в финансовом плане человеку разобраться в том, как купить биткоин, довольно непросто. И то, что есть риск потерять деньги, все понимают. Например, у моих знакомых застряли деньги на бирже BTC-e, но там же застряли деньги и куда более профессиональных инвесторов. Предприниматель Павел Дуров отреагировал на инициативу Минфина, написав, что «впервые за 70 лет у мировой финансовой системы появился шанс выйти из-под долларовой гегемонии США». «Но вместо того, чтобы ухватиться за шанс вместе с Японией и другими азиатскими странами, признать статус новых цифровых валют, из России слышны голоса «давайте запретим и ограничим». Создается впечатление, что это биткоин накладывает на Россию санкции», — подытожил Дуров. О международном опыте напоминает управляющий директор «БКС-брокер» Руслан Смирнов:
Руслан Смирнов управляющий директор «БКС-брокер» «В сентябре вступают в действие новые правила регулирования в Японии, по которым биткоин признается полноценным средством платежа наравне с иеной. Но при этом регулятор как раз ввел требования по идентификации этих платежей, то есть процедуры «антиманилаундеринг» и KYC, то есть know you customer, чтобы исключить как раз анонимные и незаконные операции».
Слова Моисеева о запрете биткоина для «обычных» людей у многих экспертов вызвали удивление: а как же заявления ЦБ о том, что в криптовалютах не надо закручивать гайки, и, в конце концов, как же курс на цифровую экономику? Московская биржа сообщила, что уже работает над созданием специальной инфраструктуры для торгов криптовалютой.