«Дизельный скандал» разгорелся вновь
Лента новостей
Первая посадка «Дизельгейта»: в США осудили инженера Volkswagen за участие в создании софта, занижавшего данные о вредных выбросах, причем срок ему дали больший, чем просило обвинение
В США посадили инженера Volkswagen, который помогал создавать программное обеспечение, занижающее показатели вредных выбросов дизельных автомобилей. Джеймсу Ли Энгу присудили 3,5 года тюрьмы и 200 тысяч долларов штрафа. В немецкой прессе приговор назвали новым витком «дизельного скандала».
Тюремный срок инженера Ли Энга открывает новую главу «Дизельгейта». Несмотря на полное сотрудничество со следствием, он получил больше, чем требовал прокурор. Ли Энг 30 лет проработал на Volkswagen, в Штаты перебрался в 2008 году в рамках программы «Чистый дизель». Американцы назвали инженера главным инсайдером схемы обмана властей. Однако защита утверждала, что Ли Энг — лишь технический исполнитель.
Как пишут в немецкой прессе, решение суда в Детройте показывает, насколько жестко американская система собирается действовать в отношении автоконцерна. Еще год назад, до прихода к власти Трампа, говорили о том, что Volkswagen удалось купить «судебный мир» за 4,3 млрд евро. Всего компания заплатила 22 млрд компенсаций.
Однако зимой Вашингтон объявил фигурантов «Дизельгейта» в розыск, а в январе при пересадке в Майами был задержан начальник Ли Энга Оливер Шмидт. Американцы поступают не очень красиво, считает заместитель спикера Партии левых в бундестаге Ханно Харниш:
Ханно Харниш заместитель спикера Партии левых в бундестаге «США не очень правильно поступают с грубым ответом. Местный представитель группы Volkswagen в Штатах этого не делал, это делали директора и главы концерна, но они недоступны для юрисдикции США. И они берут себе человека, который там живет, но он не самый главный виновный в этом деле. Значит, американская политика под руководством Трампа — символическая политика. В целом не очень красиво. Volkswagen представляет конкуренцию для американских предпринимателей, он довольно популярен. Я тоже за штрафы, пусть и на миллиарды. Но то, как это делают американцы, это не на основе правосудия, как мы привыкли в Европе».
Не утихает «дизельный скандал» и в самой Германии. В начале августа немецкая экологическая организация Deutsche Umwelthilfe подала иск против Porsche на сумму 110 млн евро. Причина — все то же ПО, занижающее выбросы. А в июне из-за «Дизельгейта» было отозвано 24 тысячи автомобилей Audi. Четырех топ-менеджеров концерна вызывали в мюнхенскую прокуратуру.
Параллельно расследуют дело и о рыночных манипуляциях с акциями концерна. Более 50 человек подозревают в том, что в конце 2015 года они сознательно проинформировали часть инвесторов о финансовых последствиях «Дизельгейта». И США, и Германия будут спускать скандал на тормозах, полагает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов:
Владислав Белов руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН «Дизельгейт» достиг вершины скандала в середине августа, когда Меркель вышла из отпуска и Шульц пробовал это обыграть. Но не получилось, все вернулось к идее электромобильности и отказу от дизельных двигателей. Насколько я понимаю, социал-демократам разыграть эту карту не удалось, как и Христианско-демократическому союзу, и «зеленые» не смогли записать это в свой актив. Поэтому я думаю, что и американская, и немецкая часть «Дизельгейта» будет спускаться на тормозах и ни одна партия особенных дивидендов не получит».
Ситуация вынудила Ангелу Меркель собрать в Берлине так называемый дизельный саммит. Эта тема накануне выборов в Германии вносит раскол даже в коалицию. В одном из интервью канцлер заявила, что бундестаг не исключает возможности полного отказа от дизеля в 2030 году. Например, Volvo уже объявила о прекращении выпуска подобных двигателей с 2019 года. Франция и Великобритания планируют отказаться от них до 2040 года.
На это заявление очень резко отреагировал соратник Меркель на выборах, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер. Он заявил, что, если такое решение будет принято, его партия выйдет из коалиции с ХДС. Именно на дизеле до сих пор держится немецкий автопром, а это 800 тысяч рабочих мест и почти 13 млн автомобилей на дорогах страны.