Зеркало экономики: о чем говорит статистика грузоперевозок по железной дороге
Лента новостей
О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства
Сегодня обсудим июльскую статистику. В седьмом месяце года продолжается рост. Погрузка на сети «РЖД» в июле год к году увеличилась на 2,2%. Если в тоннах, то это 106,6 миллиона. А общий грузооборот по сравнению с июлем прошлого года вырос более, чем на 5%. Что касается статистики за 7 месяцев, то погрузка выросла на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. Теперь к лидерам и аутсайдерам. В этот раз начнем с отстающих. К сожалению, стало традицией, что объемы перевозки строительных грузов снижаются. Причины объясняет заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий За 7 месяцев 2017 года снижение объемов погрузки строительных материалов составило 6,7%. Основными драйверами такого снижения является сокращение внутреннего спроса более, чем на 5% по отношению к предыдущему периоду 2016 года. Есть небольшое увеличение погрузки стройматериалов на экспорт, но сам объем этого экспорта составляет менее 2%, поэтому он не чувствителен для железнодорожный перевозок, к сожалению. Соответственно, снижение выпускаемой продукции строительной отрасли обусловлено спадом в стране в результате сокращения госзаказов, сжатием спроса со стороны населения, наличием дорогих банковских кредитов и связанными с этим проблемами.
А теперь к лидерам. Среди них, это тоже стало традицией — каменный уголь — почти 10% к январю-июлю прошлого года. Рост погрузки связан с увеличением объема экспорта топлива в Китай и другие страны АТР. Кроме того, сейчас довольно привлекательные цены на уголь, что стимулирует производителей. Высокие цены держатся и на минеральные удобрения, которые Россия также успешно экспортирует. И за первые 7 месяцев погрузка увеличилась на 8 с половиной процентов. Ну, а безусловный лидер — это зерно, погрузка за тот же период увеличилась на 10,1%. Этот показатель заслуживает отдельного обсуждения. Слово — нашему эксперту.
Рост погрузки пшеницы в этом году связан с тем, что у наших прямых конкурентов был неурожай пшеницы. В 2016 году они собрали достаточно серьезный объем пшеницы, соответственно, котировки нашей пшеницы упали на биржах. Примерно с зимы этого года спрос на нашу пшеницу восстанавливается, растут цены. И, соответственно, предложение пшеницы нашими прямыми конкурентами уменьшается. Я имею в виду США, Канаду, Францию, Австралию. На этом фоне можно ожидать стабильного прироста объемов перевозки российской пшеницы на экспорт. Основные страны — это Азербайджан (в три раза прирост), Египет, Израиль. Также надо отметить, что Китай и Российская Федерация договорились о дополнительном росте количества регионов, из которых наша пшеница будет поставляться в Китай. Сейчас имеются четыре региона, это Алтайский, Красноярский края, Омская и Новосибирская области. Дальше идет вопрос о расширении регионов, из которых пшеница будет поставляться в Китай. Соответственно, это поддержит дополнительно экспорт этого груза.
Все это, заметим, несмотря на негативный прогноз по российскому урожаю в этом году из-за погодных условий. Хотя негативным его можно назвать лишь условно. Дело в том, что 2016-й был рекордным, урожай превысил 120 миллионов тонн. В этом году, вероятно, будет меньше, но тоже много — 105 миллионов по прогнозу Минсельхоза. Что же касается погрузки, то можно отметить еще одну тенденцию. Пусть не слишком массовую, но тем не менее. Растет привлекательность именно железнодорожных грузоперевозок, по сравнению с автомобильными. Как результат, автодороги сохраняются и разгружаются.
Есть определенная конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом при перевозке зерна. В наибольшем виде она наблюдается при перевозках в порты Азово-Черноморского направления. Это связано с тем, что есть определенная логистика перевозки зерна, которая оптимизирована под автомобильный транспорт. Конечно, переключение грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, в том числе и для региональных властей, тем, что дороги будут в более сохранном состоянии. Но пока действует такая экономическая логика, которую, вероятно, нужно регулировать на уровне государства. С тем, чтобы отслеживать нагрузку на ось автомобилей и таким образом предотвращать разрушение автомобильных дорог.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Зерно, если речь не идет о поставках в Азию — идет на экспорт через российские морские порты. Подъезды к ним — самые напряженные железнодорожные маршруты. И то, что погрузка в это горячее время растет, то, что грузы доставляются — безусловно, заслуга перевозчика. Кстати, это касается не только зерна. Итоги подводит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Если смотреть по показателю не вывезенных остатков складского груза, то он находится в пределах нормы. Это говорит о том, что железнодорожный транспорт вывозит предъявляемые объемы грузов. При этом, есть определенные локальные проблемы, которые связаны, например, с большой программой ремонта инфраструктуры, которую необходимо содержать в нормативном состоянии, для того, чтобы осваивать нарастающие перевозки. Но они носят, как правило, частный характер, и железнодорожники договариваются с грузовладельцами о гибком графике предъявления грузов к перевозке с тем, чтобы вывозить все предъявляемые грузы. И железнодорожный транспорт, железнодорожники, естественно, заинтересованы в том, чтобы выполнить ту работу, которую от них ожидает экономика.
Стоит особо отметить, что хлебные грузы росли и раньше. Так, за первое полугодие рост составил 9,9%. Возможно, в последующие месяцы нас будет ждать какая-то корректировка. Но ни один аналитик не сомневается, что темпы роста погрузки зерна будут сохраняться на уровне 10% в месяц. Более того, есть прогнозы отраслевых экспертов, что урожай в этом году все-таки достигнет показателей прошлого года. А, возможно, и превысит их. С учетом благоприятной конъюнктуры на мировом рынке, можно предположить, что экспортеров и операторов ждет много работы. Подождем до осени. Заодно увидим, что было с грузооборотом в августе. Заглянем в зеркало экономики через месяц.