Журналиста РБК признали виновным. Он получил 3,5 года
Лента новостей
Александр Соколов проходит по делу об экстремизме вместе с бывшим редактором газеты «Дуэль» Юрием Мухиным, его соратником Валерием Парфеновым, а также активистом Кириллом Барабашем
Обновлено 14:57
Суд признал журналиста РБК Александра Соколова виновным по делу об экстремизме и приговорил его к 3,5 года лишения свободы в колонии. Обвинительный приговор получили и остальные фигуранты дела: бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин, его соратник Валерий Парфенов и активист Кирилл Барабаш. Однако условный срок получил только Мухин — четыре года. Парфенова и Барабаша приговорили к четырем годам колонии.
Прокурор просил для Соколова, Барабаша и Парфенова четыре года заключения, а для Мухина — наказание в виде 4,5 года колонии. Кроме того, суд лишил Барабаша военного звания «подполковник ВВС».
Журналиста РБК и его соратников задержали в июне 2015 года. Историю дела рассказывает Андрей Жвирблис:
Андрей Жвирблис обозреватель Business FM «Александр Соколов был арестован Хамовническим судом в июле 2015 года. Одновременно с ним были арестованы бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и его соратники Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш. Юрию Мухину позднее арест сменили на подписку о невыезде, а Соколов, Парфенов и Барабаш продолжали все это время — то есть уже больше двух лет — сидеть в СИЗО. Их вина, по версии следствия, заключалась в «расшатывания политической обстановки в сторону нестабильности и смене существующей власти нелегальным путем». Это выразилось в том, что созданная ими инициативная группа «За ответственную власть» собирала подписи граждан в пользу проведения референдума об изменении конституции. В нее предлагалось ввести положение об ответственности или поощрении выборных лиц в зависимости от результатов их деятельности. Следствие шло плохо: слишком много было противоречий в предъявленном обвинении. Соколов, в частности, указывал на то, что, поскольку рейтинг одобрения российской власти высок, следствие фактически противится ее награждению. Все это было действительно столь абсурдно, что в августе прошлого года обвинение было изменено на «участие в запрещенном экстремистском сообществе». Конкретно Соколову вменялось то, что он зарегистрировал и поддерживал сайт «За ответственную власть» (ЗОВ), на котором публиковались новости и через который собирались подписи в пользу проведения референдума. Утверждая это, следствие, а затем и гособвинитель заявляли, что общественное движение ЗОВ — фактически наследник другой организации, «Армия воли народа», которая была признана экстремистской и запрещена в 2010 году. Позиция защиты заключалась в том, что ни организация, ни сайт не являются экстремистскими, так как их не запрещали, а Соколов сайт зарегистрировал, но поддерживали его другие люди. Действительно, все время, что он находится в СИЗО, сайт обновляется. Он доступен и не заблокирован. Рядом с судом собралось достаточно много сторонников ЗОВа в майках с надписью «Референдум не экстремизм». Никто не думал их задерживать — свободно пропускали внутрь здания».
Ни один из фигурантов дела вину не признает. Соколов считает, что причиной уголовного преследования стала его научная и журналистская деятельность, в частности антикоррупционные расследования в отношении госкорпораций «Роснано», «Ростех», а также строительства объектов Олимпиады в Сочи и космодрома «Восточный».
В защиту журналиста выступали омбудсмен Татьяна Москалькова и ее предшественница Элла Памфилова, президентский Совет по правам человека и международная организация «Репортеры без границ». В июле 2017 года Профсоюз журналистов обратился к коллегам с просьбой подписать петицию в поддержку Соколова. Документ подписали 282 представителя СМИ.